Вход в Личный кабинет

Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: "Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

Единый методический день в школе должен стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в коллективе педагогов.

Проведение единого методического дня в школе № 138 осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, собственно методический, аналитико-заключительный.

1. Подготовительно-организационный этап включает в себя подготовку и организацию проведения единого методического дня в школе. Для проведения методического дня в школе № 138 по указанной теме использовались следующие ресурсы:

  • формы и методы – анкетирование учащихся, подготовка открытых мероприятий учителями-предметниками, администрацией школы, использование маршрутных листов во время методического дня;
  • материальные – затрачены средства на приобретение бумаги, заправочных чернил для оргтехники и множительной техники.

2. Собственно методический этап включает в себя проведение заранее распланированного единого методического дня, согласно разработанному сценарию.

3. Аналитико-заключительный этап проводиться в завершении открытых мероприятий, а также после всего методического дня и на методическом совете школы подводятся итоги дня, дается полный анализ всех мероприятий.

Методический день “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”

Цель:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Подготовительно-организационный этап:

  • Использование результатов диагностики учителей по изучению владения педагогическими технологиями 2005 года.
  • Оформление рабочего кабинета: на доске при помощи мультимедийного проектора – тема, цель методического дня, результаты диагностики; на столах – раздаточный материал.
  • Раздаточный материал: буклет с планом проведения методического дня, маршрутные листы, творческие задания проектным мастерским, чистые листы для написания творческих отчетов групп, теоретические основы педагогических технологий, методы обучения.

Собственно методический этап:

  1. Положение и План проведения методического дня (см. Приложение 1).
  2. Сценарий проведения методического дня.

Сценарий проведения методического дня

  • Открытие методического дня (сопровождается мультимедийной презентацией).

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рады приветствовать Вас в этом зале на открытии второго единого методического дня, тема которого звучит так: “Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе”. Целей у нашего сегодняшнего методического дня несколько - это:

  • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

Позвольте мне начать свое выступление со слов педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.

Для начала я познакомлю вас с программой методического дня (озвучивается программа). У каждого из вас имеются маршрутные листы, сейчас мы начнем с ними работать, а по окончанию методического дня эти листы вы должны сдать (см. Приложение 2). Итак, подпишите свою фамилию, имя и отчество.

Ведущий 2: (Работа с маршрутным листом) Перед вами четыре лица, символизирующее мимикой эмоциональное состояние человека. Укажите, какое эмоциональное состояние у Вас на начало нашего методического дня? Кроме того, вы можете воспользоваться пустым кругом и указать другое эмоциональное состояние, не представленное в маршрутном листе.

Теоретические основы проблемы:

Ведущий 1: Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Необходимо, чтобы среди учителей, оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний - все эти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога. Творчески работающие педагоги, постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.

Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты и педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Технология обучения - новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогической технологией называют совокупность и систему функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология выступает в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути и способы обучения, и в качестве системы принципов, алгоритмов и регуляторов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и в качестве реального образовательного процесса.

На схеме представлены еще несколько подходов к определению понятия педагогическая технология (см. Приложение 3).

Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный.

Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

В программе развития школы большое внимание уделяется внедрению и усовершенствованию следующих образовательных технологий:

  • модульная технология;
  • технология проектного обучения;
  • технология внутриклассной дифференциации;
  • технология проблемного обучения;
  • технология дидактической игры.

Ведущий 2: Сейчас вашему вниманию будет представлена диагностика, взятая из программы развития школы. На сколько педагоги нашей школы владеют данными технологиями? (данные 2005 года). Из представленных результатов можно отметить, что в работе учителей вызывают затруднения такие педагогические технологии: внутренней дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, программированного обучения, опорные схемы Шаталова, перспективно-опережающее обучение Лысенковой.

Затруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.

Ведущий 1: Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную (коллективную) деятельность и управлять ею для достижения поставленных целей; что должны уметь, знать и иметь субъекты педагогического взаимодействия, чтобы обеспечить успешное проведение такой деятельности. На эти вопросы и попробуем ответить в ходе нашего методического дня.

Ведущий 2: Одной из форм работы в ходе нашего методического дня будет работа проектных мастерских, так как педагогическая технология рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя: этап проектирования и этап реализации в учебном процессе. Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на основании технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты – своего рода паспорта проекта будущего учебного процесса в данном классе.

Сейчас вашему вниманию будет представлена структура написания проекта. Итак, Проектирование – это создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать – составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование – специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию, исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования – предвидение и прогнозирование. Результат – проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:

  • определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов;
  • построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько);
  • определение средств, необходимых для реализации действия, и средств промежуточного контроля;
  • построение модели индивидуальной реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятельности).

Процесс проектирования включает три этапа:

  1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
  2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
  3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.

Примерная структура проекта включает:

  • определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
  • научно-методическое обоснование проекта;
  • ожидаемые результаты проекта;
  • механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
  • программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
  • финансирование проекта.

Прошлый методический день мы закончили диагностикой. С результатами этой диагностики мы бы хотели вас познакомить (результаты диагностики).

Ведущий 1: Результаты диагностики показывают, что творческий потенциал нашего коллектива довольно высок. А сегодня мы посмотрим, на сколько мы, будучи творчески активными, знаем и применяем современные педагогические технологии в своей деятельности.

  • Презентация открытых уроков.

Ведущий 1. А теперь вам предлагается ознакомиться с теми уроками, которые будут представлены вашему вниманию сегодня. (Презентация открытых уроков учителями-предметниками по плану: тема урока, тип урока, цели, задачи, методы и формы обучения.)

Уважаемые коллеги вы посещаете тот урок, который у вас обозначен в маршрутном листе. После урока вы должны высказать свое мнение об уроке и записать его в маршрутный лист.

  • Открытые уроки.
  • Анализ и самоананлиз открытых мероприятий – анализ проводится методом синквейн (см. Приложение 4).
  • Вести с курсов (Денисенко Е.Ф.).
  • Проектная мастерская (работа творческих групп).

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам поработать творчески. Каждому методическому объединения будет дана педагогическая технология и методы обучения (см. Приложение 5 и 6) и время 30 минут на создание, согласно указанной технологии, проекта урока. Тема у всех одна – “Новогодние фантазии”, так как скоро Новый год и у вас есть возможность уже сейчас погрузиться в празднование этого замечательного праздника. Через 30 минут каждая группа должна представить творческий отчет (см. Приложение 7). (Педагоги расходятся по проектным мастерским.) Всего работает 5 мастерских. Технологии:

  • модульная технология - МО учителей истории и естествознания;
  • технология проектного обучения – МО учителей технологии, физической культуры, ИЗО, музыки;
  • технология внутриклассной дифференциации – МО учителей математики и физики;
  • технология проблемного обучения – МО учителей филологии;
  • технология дидактической игры – МО учителей начальных классов.

Презентация проектов.

Ведущий 1. Ну, а в заключении мы просим вас вернуться к маршрутному листу. И снова эмоциональное состояние. На наш взгляд, наш методический день сегодня носил позитивный творческий характер. Оцените, пожалуйста, свое эмоциональное состояние в конце методического дня.

Спасибо за работу. Просим все маршрутные листы сдать.

Аналитико-заключительный этап

Подведение итогов проведения методического дня, анализ результатов анкетирования педагогов, обсуждение результатов на Методическом совете школы.

В работе методического дня приняли участие 16 педагогов школы № 138. В ходе проведения методического дня педагогам предлагалось оценить свою творческую активность на начало и окончание работы. Для этого педагогам школы было предложена методика “Эмоциональное состояние”. Результат по данной методике показывал настроение, активность, душевное равновесие и желание работать “здесь и сейчас” у педагогов школы. По методике “Эмоциональное состояние” учителя оценили свою активность следующим образом:

  • негативное эмоциональное состояние – 0;
  • позитивное эмоциональное состояние – 6 человек, что составило 37,5 % опрошенных педагогов;
  • нейтральное эмоциональное состояние – 5 человек, что составило 31,25 % опрошенных педагогов;
  • серьезность и грозность в своем состоянии отметили у себя 7 человек, что составило 43,75 % опрошенных педагогов.

Таким образом, можно оценить, что педагоги были положительно настроены на работу единого методического дня. Результаты представлены графически.

Рис. 1. Эмоциональное состояние педагогов в начале единого методического дня

В конце методического дня педагогам еще раз предлагалось оценить свое эмоциональное состояние по методике “Эмоциональное состояние”. Результаты были следующими:

  • негативное эмоциональное состояние – 0;
  • позитивное эмоциональное состояние – 9 человек, что составило 56,25 % опрошенных педагогов;
  • нейтральное эмоциональное состояние – 5 человек, что составило 31,25 % опрошенных педагогов;
  • серьезность и грозность в своем состоянии отметили у себя 2 человека, что составило 12,5 % опрошенных педагогов.

Полученные данные показывают, что участвующие в методическом дне учителя, в большей степени, повысили свое позитивное эмоционального состояния. Результаты представлены графически.

Рис. 2. Эмоциональное состояние педагогов в конце единого методического дня

Полученные данные позволяют произвести количественный анализ изменения активности педагогов в рамках проведения единого методического дня. Результаты показывают, что проведенный методический день способствовал увеличению эмоциональной удовлетворенности и хорошему настроению у 5 участвующих педагогов школы, что составляет 31,25 % от общего числа участвующих педагогов. Кроме того, 2 человека отметили у себя спады эмоционального состояния в работе в рамках проведения единого методического дня, что составило 12,5 % от числа участвующих педагогов. Возможно, такие изменения произошли из-за активного участия данных педагогов в работе методического дня, получили большую теоретическую поддержку и смогли полностью реализовать себя в работе умственно. 9 человек не заметили в своей работе изменений и считают, что эмоциональное состояние их личности и настроение остались на прежнем уровне, что также является позитивным моментом в работе коллектива.

Получившиеся результаты представлены графически.

Рис. 3. Изменение эмоционального состояния педагогов по результатам проведения единого методического дня

Таким образом, анализ результатов по проведению единого методического дня в школе № 138 показывает положительные изменения в творческой активности педагогов школы. Единый методический день дает возможность педагогам школы к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом.

Библиографический список

  1. Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча/ Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Изд. 2-е, доп. И пер. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с. (Административное управление образованием).
  2. Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении / Н.Ф. Дик – Изд. 3-е дополн. И перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с. – (Сердце отдаю детям).
  3. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Выпуск III. Муниципальные методические службы: Практич. пособие для руководителей и методистов методических центров (кабинетов), школьных методистов, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. – 224 с.
  4. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 160 с.

Приложение 8.

Приложение 9.