Проект "Информационно-образовательный центр школы как ресурс самообразования"

Разделы: Администрирование школы, Организация школьной библиотеки


Цель: Повышение информационной культуры субъектов образовательного пространства школы через максимальное использование информационного потенциала и создание информационно-образовательного центра школы в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области

Задачи:

  1. Организовывать сбор, накопление, систематизацию педагогической информации и доводить ее до пользователей.
  2. Выявлять информационные потребности и максимально удовлетворять запросы субъектов образовательного пространства.
  3. Преобразовать библиотеку в медиацентр как основу информационно- образовательного центра (ИОЦ).
  4. Организовать обучение пользователей методике нахождения и получения информации из различных носителей, оказать помощь в овладении компьютерной грамотностью.

Направления деятельности ИОЦ:

  1. Научно-методическое.
  2. Учебно-познавательное.
  3. Социально-педагогическое.
  4. Информационно-аналитическое.
  5. Редакционно-издательское.

Основные рабочие зоны ИОЦ:

  1. Библиотека – ядро центра и его основа.
  2. Читальный зал (с видеозалом, ПК, телевизором, множительной техникой).
  3. Фонд медиасредств и места для индивидуальной и групповой работы.
  4. Компьютерные классы с выходом в Интернет.
  5. Музейный (выставочный) фонд.
  6. Лаборантская.
  7. Учебные кабинеты с их техническим оснащением и информационными ресурсами, видеозалом, ПК и множительной техникой.
  8. Кабинет медицинского работника.
  9. Кабинеты директора и его заместителей.

Как используются ресурсы ИОЦ в нашей школе сегодня?

В методический день после уроков учителя могут прийти в класс и провести время за компьютером по своему усмотрению: готовиться к урокам, распечатывать нужные материалы, работать в Интернете, просто учиться работать на компьютере.

Проводятся факультативные, элективные курсы, курсы по информационным технологиям для школьников, на которых учащиеся осваивают компьютерную графику и веб-дизайн, учатся создавать анимацию и программировать.

В нашей школе компьютерный класс три дня в неделю работает как Интернет-клуб. У любого школьника есть свои интересы в Интернете. Учащиеся могут выполнить любое задание, подготовить доклад или сообщение. Администратор компьютерного класса обеспечивает запрет на просмотр сайтов, нежелательных для подростков.

Интернет предоставляет очень много интересных возможностей для проведения профориентационной работы со школьниками. Ребята могут познакомиться с интересующими их вузами, узнать правила приема, специальности, кафедры, адреса, наличие общежития и т.п. Педагог по профориентационной работе помогает школьникам узнать о разных профессиях, познакомиться с ситуацией на рынке труда: какие специалисты востребованы, как оплачивается их труд, где можно получить интересующую специальность. Можно также проводить различные тестирования, чтобы помочь школьнику понять, к какому виду деятельности у него есть склонность.

В Интернете есть много бесплатных библиотек, воспользовавшись которыми ребята знакомятся с теми произведениями, которых нет в школьной библиотеке. Кроме художественной литературы можно найти много интересных отзывов, критических статей, то есть того, чего, вероятнее всего, нет в школьном книжном ассортименте.

С помощью Интернета можно совершить экскурсию в виртуальные музеи, выставки. В школе имеется музей-выставка “История вычислительной техники”, теперь посетить его может любой пользователь Интернета на сайте нашей школы: http://school3.u-education.ru.

В современной практике информатизации образования достаточно актуальным стал вопрос о создании Интернет-сайта образовательного учреждения. Сайт ОУ – это своеобразное корпоративное представительство. Для поддержки школьного сайта работает Веб-студия, учащиеся изучают секреты создания сайта на вариативном курсе “Веб-дизайн”. Сайт содержит разделы: визитную карточку школы, официальную информацию, разделы для учащихся, учителей, родителей, форум, гостевую книгу, архив. Интернет-сайт предоставляет необходимые материалы для формирования правильного представления о деятельности и возможностях учреждения. На сайте есть документы, фото, аудио – и видеоматериалы. Форум и гостевая книга на сайте просто необходимы (с их помощью получить довольно просто обратную связь). Школьный сайт – это действительно удобный и многофункциональный инструмент.

В школе есть традиция ежемесячно издавать школьную газету “Содружество”, вёрстка газеты проходит в компьютерном классе. Современная техника предоставляет настольные издательские системы, с помощью которых выпускаются интересные, красивые, профессионально сверстанные газеты.

Хочется обратить внимание на возрождение в школе в 2006 году школьного радио – Проект “School FM – Школьная волна”. Цель проекта: создание в школе единого информационного центра для учащихся и учителей; сплочение ученического и учительского состава школы в единый, дружный коллектив; развитие творческих способностей учащихся и реализация их профориентационных потребностей.

Функции школьного радио “School FM-школьная волна”:

  1. Обеспечивать сбор и распространение по школе информации (объявления, репортажи, отчеты, интервью) о жизни школы, о деятельности органа соуправления “Содружество. Мы – дети планеты”.
  2. Выпуск тематических радиопередач по актуальным проблемам.
  3. Обеспечение приятного микроклимата для внеучебной деятельности учеников.
  4. Обеспечение реализации творческого потенциала учеников школы через их участие в работе радио “School FM-школьная волна”
  5. Знакомство учащихся с основами профессий (радиоведущий, звукорежиссер, звукооператор), с работой средств массовой информации.

План реализации проекта:

  1. Назначение руководителя радио.
  2. Изучения спроса учительского и ученического коллективов в отношении содержания радио-эфира.
  3. Создание коллектива для работы на радио из учеников и учителей.
  4. Создание материально-технической базы.
  5. Оборудование специального помещения для радиорубки.
  6. Сбор информационного материала для радиорубки.
  7. Работа в эфире.
  8. Осуществление обратной связи с радиослушателями.

Для реализации проекта были проанализированы имеющиеся ресурсы, в том числе технические. Имеющиеся ресурсы: помещение, аппаратура – компьютер, музыкальный центр, активисты, заинтересованные в создании школьного радио (из числа учителей и учеников), руководитель радио.

На первых порах радиопередачи звучали на одном из этажей школы, радиопередачи записывались заранее или шли в прямом эфире, для вывода звука использовался музыкальный центр. В дальнейшем для передачи звука на всех этажах школы мы использовали старые колонки от музыкальных проигрывателей, находящихся в хорошем состоянии, соединив их в одну радио-сеть. Радиорубка разместилась на 3 этаже в компьютерном классе, где и происходит запись радиопередач.