Знакомство с жизнью народов Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знание детей о своей стране – России.
  • Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.
  • Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.
  • Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Наглядный материал:

  • Карта “Животный и растительный мир Земли” (на карте для детей отмечена граница России)
  • Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением природы и животного мира Севера разрезаны так, чтобы не задеть изображение животных)
  • Кубик-развивайка “Жители Севера” (на каждой грани кубика прозрачные карманы, куда можно вставить картинку; играя кубиком дети рассматривают картинку и рассказывают о растительном и животном мире Севера )
  • Иллюстрация “На Крайнем Севере”
  • Макет “Жизнь людей Севера” (на фанерной доске, покрытой белой тканью, установлен макет чума, оленья упряжка с санями и идущий за ними человек в национальной одежде)
  • Кукла в национальной одежде жителей Севера.
  • “Книга мудрости” (в эту книгу попадают новые слова, с которыми дети сталкиваются на занятиях; ребята могут их прочитать и вне занятия, как для себя, так и для тех, кто еще не читает)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети сидят за столами.

В. - У мудрого филина загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.

Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой же весь белый
Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня –
Такой же охотник рыбалки

Как я!

  • Правильно! Это белый медвежонок.
  • Какую сказку мы читали о медвежонке? (“Почему у белого медведя нос черный”)
  • Как он охотится с черным носом?
  • Медвежонок привез нам мешок сюрпризов. Посмотрим, что в нем!

2. Игра “Сложи картинку”.

Воспитатель достает конверты с игрой.

В. Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)

  • Рассмотрите картинки.
  • Природа, какого края на них изображена? (Севера)

3. Работа с картой.

В. - Наш медвежонок еще очень любознательный. Ему интересно, что это у нас такое яркое и необычное? (Карта)

  • Что на карте изображают зеленым цветом? А коричневым?
  • Можете ли вы на карте показать границу нашего государства по суше?
  • Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
  • Наша страна большая, в ней много городов и деревень.
  • Какие города вы знаете?
  • В России много рек. Как их изображают на карте? Какие реки вы знаете?

4. Игра “Кубик-развивайка”.

В. - Россия такая огромная: когда на юге тепло и светит солнце, на Севере лежит снег. Мы многое уже знаем о природе Севера. Давайте поиграем в кубик, и мишутка убедится, что мы не хвастунишки. Да, но кубик наш пропал. (За несколько дней до занятия заполненный пятью картинками кубик исчезает из группы) Может он в мешке? Посмотрим?

Воспитатель приглашает ребят на ковер для игры.

Дети передают кубик по кругу со словами: “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку выбирать”. Называют животное или растение на картинке, сообщают, что о них знают, какие занесены в Красную книгу.

В. - Мы рассказали о животных и растениях Севера, но один карман на кубике пустой. Значит, мы еще не все знаем.

5. Рассматривание макета.

а) Обратить внимание на иллюстрацию. (Иллюстрация на мольберте )

В. - В России живет много разных народов, не только русские. На Севере живут якуты, ненцы, коряки, чукчи и другие народы. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить нелегко.

В. – Ребята, мишутка хочет, чтобы вы многое узнали о людях Севера. Посмотрите, что он еще приготовил.

Дети идут по кругу и рассматривают макет.

б) Рассматривание макета.

В. - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Повторите это слово. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

  • Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
  • На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?
  • Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?
  • Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.
  • Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

Ребята, мы много новых слов узнали: оленевод, малица, нарты, чум (дети повторяют). Все слова записал наш мудрый филин. После занятия вы их сможете прочитать. А в чуме картинка для нашего кубика. Кто же на ней изображен? (Человек) Вот какой у нас кубик – здесь все жители Севера. Человек должен жить так, чтобы в Красную книгу не попадали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину”.

Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере. Что мы ему скажем? Мишутке пора уходить. Он с нами прощается. А возле книги “Мудрости мишутка” подготовил для нас еще один сюрприз.

6. Демонстрация куклы в праздничном наряде.

Возле “Книги мудрости” дети находят куклу.

В. - Народы Севера очень талантливы. Рукодельницы украшают шубу – малицу бисером, тесьмой.

- В такой одежде можно встречать праздник? А какой же праздник без игр и веселья.

7. Выход из занятия. Подвижная игра “Солнце”.

В. - Но и праздники у северян не похожи на русские. Есть праздник, который называется “Возвращение Солнца”.

  • Почему люди радуются возвращению солнца? Потому, что его не было целых полгода. Солнце появляется не сразу, его лучики как будто играют в прятки.
  • А вы хотите поиграть с солнышком?

Правила игры.

Дети стоят по кругу. Выбирают считалкой водящего-Солнце. Солнце приседает. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами “Солнце. Солнце. Солнце”. Солнце встает. Ребята, которые за Солнцем могут двигаться, те, кто перед Солнцем должны замереть. На кого Солнце указало лучиком, приседает. Выигрывают ребята, которых солнышко не заметило в движении.

Игра повторяется несколько раз.