Г.Х. Андерсен. "Соловей". Конспект урока литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,
  • формировать навык анализа текста,
  • воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,
  • умение видеть и оценивать истинное и ложное.

Оборудование:

  1. Портрет Г.Х. Андерсена.
  2. Выставка произведений сказочника.
  3. Отрывки из сказок - индивидуальный раздаточный материал (Приложение 1) Таблички для рефлексии. (Приложение 2)
  4. У каждого учащегося должны быть текст читаемого произведения, рабочая тетрадь или лист для проведения экспресс-опроса, ручка.

Вступительное слово учителя

- Сегодняшний урок литературы посвящён замечательной сказке Г.Х. Андерсена “Соловей”

-Что вы знаете об Г.Х. Андерсене? Какие сказки вы читали? А они вам понравились?

Сказки Андерсена любят и читают во всём мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.

Работа над развитием навыка чтения.

Сейчас я на несколько секунд открою запись на доске, а вы постарайтесь прочитать.

Гадкий утёнок

Огниво

Дюймовочка

Стойкий оловянный солдатик

Кто, что успел прочитать?

Что это? (названия сказок)

Читали вы эти сказки? Сейчас проверим. Перед вами отрывки из этих сказок.

Приложение 1

Найдите, под каким номером отрывок из сказки “Дюймовочка”.

Прочитайте его сами. Как нужно прочитать первое предложение? Кто хочет прочитать?

Ищем номер отрывка к сказке “Огниво” Читают. На что нужно обратить внимание при чтении?

Прочитайте в парах оставшиеся два отрывка.

Из каких они сказок?

Молодцы! Хорошо поработали. Отдохнём.

Физпауза.

Проверим домашнее задание.

Как называлась сказка, которую вы читали дома?

Что вы знаете об этой птице?

Соловей маленькая певчая перелётная птица, с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением.

Проверим, какие внимательные вы читатели. (Проверка домашнего задания проводится в форме экспресс-опроса. Учитель зачитывает истинные и ложные утверждения по тексту, предполагающие односложную реакцию — “Да” или “Нет”. А дети в специальных тетрадях или листах отвечают, проставляя плюс (+), если ответ “Да”, и минус (-), если ответ “Нет”.)

1. Когда императору доставили пакет с надписью “Соловей”, он решил, что это ещё одна книга о соловье. + (Что это было?)

2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом. + (Что такое дуэт?)

3. Соловьи замечательно пели вместе.

– (Как пел живой соловей? А искусственный?)

4. “Лучшая-то птица у нас осталась”, - сказали придворные, когда соловей улетел в лес. + (Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нём капельмейстер?)

5. Пение искусственного соловья не понравилось бедным рыбакам + (Что они сказали?)

6. Только раз в месяц можно стало заводить искусственного соловья –

7. Император был при смерти +

8. На груди у императора сидела кошка. –

9. - Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела. –

10. Императора спасло от смерти пение живого соловья. + (Как?)

Проверка. Выборочное чтение. (Ответы на вопросы в скобках даются при проверке.)

Я рада, что вы внимательные читатели.

Физпауза. (гимнастика для глаз)

Сравнительный анализ

Назовите главных героев сказки.

Посмотрите по сторонам. На стенах класса есть записи, которые помогут вам дать характеристику героев. (Надписи набраны крупным шрифтом. Они прикреплены к стенам класса при помощи бумажного скотча.)

Маленькая серая птичка Осыпанный драгоценными камнями
Пел, как шарманка Пел так, что выступали слёзы
Невзрачный Драгоценный
Дорогая игрушка Живая птица
Живой Искусственный
Механический Настоящий
Жил на свободе Жил на шёлковой подушке
Молчал в трудную минуту Прогнал пением Смерть

Дети отделяют надписи и, читая, прикрепляют их к доске в нужный столбик (соловей настоящий, соловей искусственный).

Отчего плакал император? Какие это были слёзы?

Слёзы

Восторга

Обиды

Радости

Горя

Выбирают нужное слово и поясняют свой выбор.

- Почему сказка называется “Соловей”, а не “Соловьи”?

Высказывания детей.

Есть красота внешняя и внутренняя. В сказке Андерсена кто, какой красотой красив? Почему?

Есть Жизнь и Смерть.

Да, Смерть – персонаж сказки. Кто победил её?

Каких героев сказки можно связать с этими понятиями?

Какой момент сказки вам понравился?

Можно ли назвать эту сказку волшебной?

Я подобрала пословицы

Друзья познаются в беде.

Не всё то - золото, что блестит.

Как вы думаете, подходят они к нашему произведению?

Домашнее задание.

Ответить на вопросы после сказки.

Итог.

Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать своё мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:

см. Приложение 2

(На доске прикреплены таблички, которые помогают детям выразить своё отношение к произведению и уроку в целом)