Программа для учащихся 8–10-х классов "Соционика для школьников: как правильно выбрать профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Презентация

Курс построен с учетом современных методологических разработок в области соционики, психологии. Для удобства восприятия школьников программа разделена на две части. Первая часть раскрывает основы соционики и её взаимосвязи с сопутствующими отраслями психологии – психология личности, гемисферология, НЛП и др. Вторая часть знакомит учащихся с возможным выбором будущей профессии или профильного класса в соответствии с определенным социотипом.

В основе соционики лежат теоретические принципы:

  • психологической типологии К. Юнга;
  • равноценности соционических типов, где каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны, свою социальную роль, зависящую от конкретных характеристик типа и условий его обитания.

Соционику коротко можно охарактеризовать как информационную психологию общения.

Психология в настоящее время представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований[15].

Современная психология добилась замечательных результатов в сборе большого количества эмпирических данных и с успехом решает многие прикладные задачи.

Школьная психология призвана решать две фундаментальные задачи:

  • профориентация, связанная с оптимизацией индивидуальной деятельности в учебном процессе;
  • повышение эффективности учебной коммуникации, что связано с оптимизацией групповой деятельности.

Цели курса:

  1. Познакомить с соционикой как с одной из эффективных современных типологий, дающей средства ориентировки в личности другого человека;
  2. Довести до уровня умений способность определять соционические и психологические характеристики человека;
  3. Заложить основы теоретического осмысления ситуаций, в которых существенную роль играют личностные характеристики участников;
  4. Определить возможные направления выбора будущей профессии:

Задачи 1 части курса:

  1. Формирование и развитие познавательного интереса к соционике как к одной из прикладных типологий личности;
  2. Формирование умений определения социотипа для знакомства с индивидуальными личностно-деловыми характеристиками и бизнес-ориентацией в будущей профессии;
  3. Развитие навыков интертипных отношений для эффективного взаимодействия;
  4. Формирование культуры поведения в социуме, зависящей от конкретных характеристик типа личности;
  5. Развитие умений эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи 2 части курса:

  1. Формирование умения сделать правильный профессиональный выбор;
  2. Развитие представления о себе как конкурентно-способной личности в современных рыночных отношениях;
  3. Формирование способности выстраивать конструктивные деловые отношения с окружающими.

Возможности реализации программы в школе:

  • комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;
  • предметно-дифференцированное обучение в старших классах с возможностью использования "клубного", проблемно-дискуссионного способа обучения;
  • индивидуальный подход к ученику, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

Программа призвана оказать психологическую поддержку, помощь учащимся в понимании и осознании своих личностных особенностей. Она предусматривает возможность получения знаний о разнообразии проявления характеров и психологических типов, особенностях преобладающих поведенческих стилей в межличностном общении. Программа предусматривает двадцать шесть основных занятий, которые разделены на две части и могут изменяться и дополняться в зависимости от потребностей и особенностей группы.

Каждое занятие разбивается на ряд основополагающих этапов.

Первый этап: разминка – осуществляется “разогрев” участников на дальнейшую работу.

Второй этап: основная часть. Данный этап представляет собой освещение темы занятия в содержательной (теоретической) и практической частях. Здесь задействуется сознательная, рефлексивная сфера личности.

Третий этап: заключительный, завершающий занятие. Здесь уместно задействовать рефлексию как обратную связь.

Программа включает дополнительно упражнения для развития внимания, памяти, мышления. Данные упражнения проводятся в игровой форме и очень нравятся ученикам.

Количество и тема занятий могут меняться в зависимости от состава группы и желания участников.

Принципы программы основываются на принципах проведения тренинговых занятий. В данном случае авторы - составители программы считают, что указание принципов шире и объемнее раскрывают возможности использования предлагаемой программы:

  • принцип системности обучающих и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и развития;
  • принцип учёта возрастных психических и индивидуальных особенностей;
  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип активного вовлечения ближнего окружения;
  • деятельностный принцип;
  • принцип постепенности и поэтапности;
  • диалогизация взаимодействия, т. е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении;
  • постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков;
  • принцип конфиденциальности.

Благодаря этим принципам каждый участник постепенно вовлекается в процесс осознания себя и процесс понимания поведения окружающих, знакомится с методами и приемами определения типов личности, учится самостоятельно определять типы, как у себя, так и у окружающих.

В программе развиваются техники самосознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

Направления реализации программы:

Получение новой информации о себе, о возможных причинах возникновения конфликтов с окружающими;

  • снятие психологических барьеров, формирование более объективного отношения к поступкам окружающих;
  • -развитие способности определения своих личных мотивов поведения в конкретных ситуациях.

Переосмысление представлений о поступках:

  • развитие способности принимать возникающую ситуацию как возможность самоутверждения;
  • представление ситуации конфликта как возможность лучше узнать себя и окружающих.

Выстраивание нового представления о причинах возникновения нестандартной ситуации:

  • расширение способов психологической защиты путём формирования умений снижения психологического дискомфорта или ситуации конфликта;
  • грамотное и эффективное использование своего потенциала во избежание ошибок в самореализации.

Определение направления выбора будущей профессии:

  • умение сделать правильный профессиональный выбор;
  • умение представления себя как конкурентно-способной личности в современных рыночных отношениях;
  • способность выстраивать конструктивные деловые отношения с окружающими;
  • знание своих сильных и слабых сторон характера.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования;
  • экспрессивные методы творческого самообразования в рисунках, в письменной работе;
  • метод социально-психологического тренинга.

Схема построения программы.

1 этап ориентировочный (1 занятие).

Цель: определить цели и задачи рабочей группы.

Задачи:

  • определить принципы работы группы;
  • согласовать режим работы;
  • создать атмосферу доверия и комфорта;
  • стимулировать заинтересованность участников.

Средства достижения: беседа, знакомство, информирование о значимости и важности проведения занятий, информирование о процессе рефлексии “здесь и теперь”.

2 этап: формирующий (2-12 занятий).

Цель:

  • дать знания о соционике как одной из эффективных типологий, дающей средства ориентировки в личности;
  • довести до уровня умений способность определять соционические и психологические характеристики человека;

Задачи:

  • формирование адекватного отношения к ситуации выбора профессии, как к возможности показать свои знания;
  • формирование конкретных знаний, представлений о причинах возникновения нестандартной или конфликтной ситуации и методах их снижения;
  • формирование и развитие умения определения социотипа как одной из структур личности;

Средства достижения – предоставление информации о социотипах, о психотипах, о типах темперамента, об индивидуальности восприятия и переработки информации (НЛП, гемисферология), психогимнастика, ролевые игры, приёмы пантомимики, релаксация, групповые дискуссии, невербальные техники, продуктивные виды деятельности.

3 этап: обобщающий (1-2 занятия).

Цель: обобщение приобретённых навыков, рефлексия изменений.

Задачи:

  • отработка приобретённых навыков определения социотипа;
  • закрепление позитивного отношения к возникающим нестандартным ситуациям;
  • закрепление установки на дальнейшее самопознание и саморазвитие.

Средства достижения: диагностика, групповые дискуссии, упражнения на приём и передачу информации.

Схема занятий:

  1. Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя на занятия;
  2. Вживание в ситуацию занятия, подготовка к получению новых знаний о себе и окружающих;
  3. Основная часть, в которой могут быть комбинации из следующих вариантов: диагностика, упражнения, продуктивная деятельность, активная беседа, лекция.
  4. Обсуждение (рефлексия);
  5. Ритуал прощания.

В процессе обучения предусматриваются следующие виды контроля:

  1. Вводный, который проводится на первом занятии и предназначен для уточнения возможностей и запроса рабочей группы;
  2. Текущий контроль проводится в конце учебного занятия для получения обратной связи о степени усвоения материала.
  3. Рубежный контроль проводится после завершения изучения 1-й и 2-й части программы. Он позволяет закрепить полученные знания на практике;
  4. Итоговый контроль проводится после завершения всего курса.

Контроль может осуществляться в следующих формах: тестирование и самотестирование, собеседование, защита проекта.

Возраст обучающихся – 12-17 лет.

Наполняемость групп – 8-15 человек. Она обусловлена там, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер (разделение по типам темперамента, социотипам, доминирующему полушарию и пр.).

Учебно-тематический план первой части “Кто я? кто мы?”

Тема Количество часов
  Что такое СОЦИОНИКА? Социотипы и психотипы. 1 час
  Интроверты и экстраверты. 1 час
  Интуиты и сенсорики. 1 час
  Этики и логики. 1 час
  Рационалы и иррационалы. 1 час
  Соционика и гемисферология. 1 час
  Понятие квадры: моторы, анализаторы, контролеры, поддержка. 1 час
  Соционика и темперамент. 1 час
  Соционика и НЛП (модальность). 1 час
  Совы и жаворонки. 1 час
  Интертипные отношения. 1 час
  Итоговое занятие. Подбираем “ключик” к себе, любимому. 1 час
Итого 12

Учебно-тематический план второй части “Социотипы, характер и будущая профессия”

Тема Количество часов
  Вводное. Связь соционики с выбором профессии. Типоведческий стандарт кадрового менеджмента. 1 час
  I группа – УПРАВЛЕНЦЫ (контролеры-экстраверты): маршал, администратор 1 час
  I группа – УПРАВЛЕНЦЫ (контролеры-интроверты): инспектор, мастер 1 час
  III группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ (анализаторы-экстраверты): новатор, предприниматель 1 час
  III группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ (анализаторы-интроверты): аналитик, критик 1 час
  Практическое занятие: определение типа по базовым характеристикам 1 час
  II группа – СОЦИАЛЫ (моторы-экстраверты): политик, энтузиаст 1 час
  IV группа – СОЦИАЛЫ (поддержка-интроверты): хранитель, посредник 1 час
  II группа – ГАРМОНИЗАТОРЫ (моторы-экстраверты): инициатор, наставник 1 час
  IV группа – ГАРМОНИЗАТОРЫ (поддержка-интроверты): гуманист, романтик 1 час
  Практическое занятие: определение типа по базовым характеристикам 1 час
  Итоговое занятие. Защита проекта “Кто Я в будущем?” 2 часа
  Резерв 1 час
Итого 14

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература:

  1. Аугустинавичуте А. Соционика. Введение.: Издательство АСТ, 1998. 443с.
  2. Аугустинавичуте А. Соционика. Психотипы. Тесты.: Издательство АСТ, 1998. 414с.
  3. Филатова Е. Соционика для вас.: Сибирский хронограф, - 1994. – 283 с.
  4. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004. – 928 с.
  5. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 304 с.
  6. Барсова А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 320 с
  7. Психология и соционика межличностных отношений.: №№ 5 – 12, 2006.
  8. Психология и соционика межличностных отношений.: №№ 1 – 5, 2007.
  9. Гуленко В.В. Тайна пятого измерения. – Киев. 2003. – 185 с.
  10. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 320 с.
  11. Гуленко В.В., Мегедь В.В., Овчаров А.А. Диагностические описания 32 вариантов личности.: - Киев, 1991.
  12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - СПб.
  13. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы.
  14. Филатова Е.С. Соционика для вас. – СПб.: Издательство ПИТЕР, 1994. – 281 с.
  15. Немов Р.С. Психология.: М., ВЛАДОС, Кн. 1. - 1999. - С. 12