Урок физики "Закон Ома для участка цепи", 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Не учить самостоятельности, а создавать условия для её проявления.

Класс – 8

Технология – личностно-ориентированное обучение.

Принципы технологии:

  1. Использование субъективного опыта ученика.
  2. Сотрудничество ученика и учителя.
  3. Создание условий для самовыражения учащихся.
  4. Демократический характер обучения.
  5. Применение учителем на уроке разнообразного материала.

Технология – проблемное обучение.

Принципы технологии:

  1. Создание под руководством учителя проблемной ситуации.
  2. Активная деятельность учащихся.
  3. Развитие мыслительных способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Обучающая

  1. Изучить один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи.
  2. Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.
  3. Применять полученные знания в новых условиях.
  4. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление.

2. Развивающая

  1. Развивать навыки обобщения изученного материала, систематизации знаний.
  2. Способствовать развитию познавательной компетентности.

3. Воспитывающая

  1. Формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

В ходе урока планируется формирование следующих компетенций:

  • познавательной: систематизация знаний; расширение и накопление знаний, полученных в ходе практической деятельности учащихся;
  • коммуникативной при работе в парах, в обучении вести диалог;
  • здоровьесбережения: знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении исследовательских задач.

Структура урока:

Этап урока Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учащихся
Начальный

Содержание:

1. Актуализация знаний

2. Постановка цели урока

Повторить основные понятия и формулы по теме “Величины, характеризующие электрический ток” Цель – создать проблему,

заинтересовать учащихся.

Форма - индивидуально-групповая

Методы – наглядный, проблемный.

Заполняют таблицу

(2ч. -у доски, остальные на листах), 2 ученика решают задачи у доски. Делают вывод по проблеме.

Основной

Содержание:

Закон Ома для участка цепи

1. Экспериментально установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.

2. Сформулировать закон Ома для участка цепи.

Цель – изучение нового материала.

Форма - фронтальная, работа в парах.

Методы – исследовательский, частично-поисковый.

Проводят фронтальный эксперимент, исследуют зависимость I(U) и I(R), делают выводы.

Рисуют схемы электрической цепи.

Закрепление

Содержание:

1. Задачи на закон Ома

2. Тест

1. Применить закон

Ома для решения проблемной задачи.

2. Контроль полученных знаний

Цель – применение

полученных знаний.

Форма - фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы – словесные, метод проверки и оценки знаний, тестирования.

Решают задачи, осмысливают и углубляют знания, прорешивают тест.
Итоговый

Содержание:

1. Домашнее задание

2. Итоги урока

1. Задать домашнее задание по данной теме.

2. Выставить оценки за урок.

Цель – углубление и осознание знаний. Записывают Д/З.

Делают выводы.

Прогнозируемые результаты:

  1. Системазируют знания о величинах характеризующих электрический ток.
  2. Исследуют зависимости I(U) , I(R ) .
  3. Узнают закон Ома для участка цепи.
  4. Приобретут навыки применения его для решения задач.
  5. У учеников возрастет познавательный интерес к предмету.

Обобщающая таблица

Физические величины Сила тока Напряжение Сопротивление
Что характеризует      
Обозначение      
Формула      
Единица измерения      
Чем измеряется      
Условное обозначение прибора      
Способ включения      

Задачи для работы у доски

1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?

2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.

Задачи для самостоятельной работы

3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определите силу тока, протекающего по спирали.

Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.

ТЕСТ

1 вариант

1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А?

А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А.

2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника.

А. равна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. обратно

Д. Меньше пропорциональна

На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. силу тока в проводнике при напряжении10 В.

А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А.

4. чему равно сопротивление этого проводника

А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом.

2 вариант

1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В?

А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А.

2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению

(сопротивления)

А. обратно пропорциональна

Б. прямо пропорциональна

В. больше

Г. равна

Д. меньше.

На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:

3. при каком напряжении на проводнике сила тока 6 А?

А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В.

4. чему равно сопротивление этого проводника

А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом.

Подробный конспект урока.

Этап урока Учитель Ученики Комментарий
Актуализация

знаний

“Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?”

“Так как знания об этих величинах нам очень важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы, одновременно проверим качество их усвоения. ” (Предупреждает о том, что нужно заполнять таблицу самостоятельно, без подсматривания; вызывает двух учеников к доске. )

“Чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания двум другим ученикам предлагаю решить задачи”

Отвечают на вопрос.

Каждый самостоятельно заполняет таблицу.

2 ученика работают с аналогичными таблицами, начерченными на обратных сторонах крыльев доски. Видеть работу друг друга они при этом не могут.

2 ученика решают задачи на передней части доски, причем задачу №2 в центре.

Один справляется с работой быстро, а другой задачу решить не может.

Листочки с таблицами разложены на парты в перемену.

После того, как истекло время отведённое на заполнение таблицы, записи на доске предъявляются всему классу. Класс делится учителем на две группы (по 3 ряда). Каждая группа проверяет и оценивает работу того одноклассника, который стоит напротив, исправляют его и свои ошибки.

Целеполагание “Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток. Проверили выполнение домашней задачи, но ваш одноклассник не может решить задачу. В чём причина?”

“Что нужно знать, чтобы решить эту задачу?”

“Как предлагаешь сформулировать цель данного урока?”

Отвечает, что согласно условия задачи он определил величину силы тока, а как найти сопротивление не знает.

“Какая связь существует между силой тока, напряжением и сопротивлением?”

“Определить связь между этими величинами. ”

Учитель более четко формулирует цель урока, записывает её на доске.
Изучение нового материала “Чтобы достичь цели урока нам предстоит мысленно перенестись в век, в Германию в лабораторию Георга Ома и стать его сотрудниками. Сегодня мы экспериментаторы, которые опытным путём устанавливают зависимости между физическими величинами. Во-первых, определим зависимость между силой тока и напряжением. Предложите схему электрической цепи и план исследования.

“Во сколько раз вы увеличили напряжение в первый раз (во-второй раз)? Во сколько раз увеличилась сила тока? Как в математике называется такая зависимость? Какой вывод можно сделать?”

Задаются аналогичные вопросы.

“Давайте подведём итог проделанной работе. Сформулируйте, как зависит сила тока на участке цепи от напряжения на концах участка и его сопротивления”.

Рисуют схемы возможных электрических цепей в тетрадях, один из учеников (по желанию) собирает электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”. Обсуждают, какой должна быть правильная схема и как менять напряжение на участке цепи. Собирают цепи, проводят измерения.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Формулируют закон.

Так как в наборе “Электричество” нерегулируемый источник питания на 4В и реостаты изучаются позднее, то предлагаю использовать пальчиковые элементы питания на 1,5В (3 шт. ). Включать сначала один, затем два ит. д. Чтобы соединять их друг с другом последовательно можно использовать трубочки изготовленные из плотной бумаги.

Аналогично исследуется зависимость силы тока от сопротивления проводника (для этого используются стандартные спирали из того же набора, их сопротивления отличаются в два раза. )

Учитель подчёркивает, что ученики на данном уроке подобно Георгу Ома были исследователями-первооткрывателями и самостоятельно сформулировали один из основополагающих законов физики.

Закрепление.   Доделывают задачу, которая создала проблему. Решают задачи №3 и №4 (2 ученика самостоятельно у доски для проверки правильности применения закона).

Выполняют тест на том же листочке с таблицей.

Самопроверка теста.

Делают самооценку, записывая её рядом с ответами.

Учителю и ученикам легко проверить правильность выполнения теста, т. к. ответы читаются так: 1вариант –АББА

2 вариант -БАБА

Итог Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание. Записывают домашнее задание.

Сдают работы.