Урок в 7-м классе по теме "Диффузия"

Разделы: Физика


Подготовка учащихся к теме урока - беседа по вопросам:

  1. Что вы знаете о строении вещества?
  2. Что явилось основанием для вывода о том, что тело состоит из молекул?
  3. Какие частицы входят в состав молекулы?

Фронтальная экспериментальная работа:

(для её проведения - пробирки:

а) с ватой, смоченной спиртом или одеколоном;

б) с водой;

в) с кристалликами марганцовки.)

  • Откройте на короткое время пробирку с ватой.

Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха с точки зрения молекулярного строения вещества?

  • Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажнённое место кристаллики марганцовки.

- Что вы наблюдаете вокруг?

Что бы ответить на эти вопросы, рассмотрим явление, которое называется диффузия.

Демонстрации:

1. Диффузия паров нашатырного спирта.

2.Окрашивание фенолфталеина нашатырным спиртом.

Обсуждение. Вывод: частицы движутся.

Дается определение явления диффузии.

Объяснение явления (стр. 24 учебника)

Диффузия в твёрдых телах.

"Английский металлург Вильям Робертс-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота.

Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца и поместил его в печь, где температура примерно 200oС и держал его 10 дней.

Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил в них содержание золота. Оно прошло в каждый срез свинца. Он обнаружил, что частицы металла перемешиваются, если они тесно прижаты друг к другу и при высокой температуре. Но при этом проходит больше времени, чем при перемешивании частиц жидкости."

От чего зависит скорость диффузии?

Выслушиваем предположения учащихся.

Демонстрация: Диффузия в холодной и горячей воде. (зависимость от температуры)

Где диффузия происходит быстрее: в жидкостях, газах или твердых телах?

- Попробуйте сделать предположение ( выдвинуть гипотезу) относительно того, почему в горячей воде диффузия происходит быстрее, чем в холодной?

(При ответе используем рис.16 стр.25 учебника)

Подготавливаем установку для наблюдения диффузии медного купороса (экспериментальное задание №4 (часть 2)).(По описанию в учебнике.)

Приведите примеры использования явления диффузии дома (в быту).

Где в природе встречается это явление? (Состав атмосферы однородный, питание растений, перенос питательного вещества и кислорода в организме человека и животных.)

В технике и промышленности: выплавка стали (насыщение углеродом для придания стальным изделиям значительной прочности), электронная промышленность (полупроводниковые приборы).

В заключительной части урока можно использовать такие вопросы:

  1. Что вы знаете о строении вещества и свойствах частиц?
  2. На каком явлении основана засолка огурцов, капусты, рыбы и других продуктов?
  3. На каком физическом явлении основан способ цементации стали?
  4. Является ли явление диффузии подтверждением положения, что тела состоят из частиц?
  5. Можно ли на основании явления диффузии утверждать, что частицы движутся беспорядочно, хаотично?

- При разборке старых строений, части которых скреплялись кое-где железными болтами, обнаружилось, что гайки невозможно открутить, т.к. они срослись с болтами и стали одним целым. Не заржавели, а именно срослись. Объясните явление. Почему подобное обнаруживали только в старых строениях, простоявших добрую сотню лет?

А так же задачи из книги Г. Остера "Физика". Например:

№ 35.

Если в чайник с холодной водой незаметно опустить протекающую авторучку, то через некоторое время можно потчевать гостей слабым чернильным чаем. Что доказывает это явление? Станет ли чай крепче, если в чайнике с авторучкой окажется горячая вода? (Ответ: Чернильный чай - типичный пример диффузии. Чем горячее будет вода в чайнике с авторучкой, тем быстрей пойдёт диффузия. Чай на радость гостям станет крепче.)

№37.

Четырёхлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной догадалась о случившемся? (Ответ: По запаху. Случилась диффузия. Молекулы французских духов молча расползлись по комнате и заплыли маме в ноздри.)

Домашнее задание: п.2.1,экспериментальное задание №5 (стр.27 учебника.) (форма отчёта дана на предыдущем уроке).

Желающие могут выполнить экспериментальное задание карточки: "Разрезать картофелину. Положить на одну из половинок кристаллик марганцовки. Соединить половинки. Через некоторое время, разделив их, посмотреть, что произошло."