Тема урока "Восточные славяне в древности"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
  2. Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
  3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Данный урок может быть вторым уроком при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой, просмотр учебного видеофильма.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы.
  4. Верования.
  5. Управление.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 200V год;
  • карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
  • картина “Славянский посёлок”;
  • ТСО.

ХОД УРОКА

1. На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем выяснить, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами и верованиями. Спутницами в нашей работе будут вспомогательные исторические дисциплины: археология, лингвистика, фольклористика – о них мы говорили на прошлом уроке. Верными спутниками – будут источники вещественные и письменные.

2. И прежде чем нам совершить увлекательное путешествие мы должны будем выполнить небольшое задание по теме предыдущего урока. Учащиеся работают с карточкой.

(Смотри приложение.)

3.

“Утро, пробуждается природа
Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы”.

Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говорящие на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении. Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение балто-славянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу приблизительно в V веке до н.э. Эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию около рек Днепр, Одер, Припять. В V веке славяне мощным потоком устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. На севере они дошли до верхнего течения Волги на южном до Греции. В ходе этого движения они разделились на три ветви: восточную, западную, южную. Восточные славяне в

VI-VIII веках заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе, до Волге на востоке.

На этой территории проживало 12, а по некоторым данным 15, восточнославянских племенным союзов. Это поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и так далее (показ по карте). У женщин каждого племенного союза были особые украшения – височные кольца. Они прикреплены к карте.

А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет для того, чтобы познакомиться с занятиями, нравами, верованиями восточных славян. Вы не просто посмотрите фильм, а с его помощью займётесь историческим исследованием. Для этого мы разделимся: 1 ряд – историки, 2 ряд – археологи, 3 ряд – лингвисты. На партах у каждой группы лежат вопросы, на которые мы ответим после просмотра.

(Смотри приложение).

- А как выглядели восточные славяне? Какими чертами характера они были наделены?

Ответить на эти вопросы нам помогут документы – письменные источники – византийских учёных и путешественников и иллюстрации на странице 8. А теперь с помощью документа ответим на вопросы:

Археологи: “Как выглядели наши предки?”

Историки: “Какими чертами характера они наделены?”

Лингвисты: “Какие из них вам нравятся? Почему?”

Славяне были язычниками, они поклонялись многим богам. Откроем учебник на странице 11 и прочитаем их имена: Перун, Ярило, Стрибог ….

Именно с богами связывали славяне свои удачи и неудачи. Поэтому совершали многочисленные обряды у деревянных или каменных идолов.

А сейчас откроем учебник и прочитаем пункт – “Управление” и назовём, что такое вервь, вече, народное ополчение.

4.. Возьмите карту самоконтроля и предложений.

Совместно подводим итог урока: Что нового мы узнали?

5. Домашнее задание: параграф №1; книжки – малышки: занятия восточных славян, верования, кроссворд по новым понятиям и терминам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЕ:

1. Дайте определение:

История, археология, лингвистика, исторические источники.

2. Выберете из перечисленных ниже источников вещественные и письменные:

Меч, гривна (монета), соха, “повесть временных лет”, серп, ладья, “русская правда” (свод законов), орудия труда крестьян, “поучение Владимира Мономаха”.

АРХЕОЛОГИ

1. Назовите основные занятия мужчин.

2. Перечислите основные занятия женщин.

3. Из скольких человек обычно состояла семья в восточнославянских племенах?

ИСТОРИКИ

1. О каких обрядах восточных славян вы узнали из фильмов?

2. Какова “главная краса мужа”?

3. Почему нельзя было вслух произносить имя главного бога?

ЛИНГВИСТЫ

1. Назовите имя первого летописца?

2. Вдоль каких рек селились восточные славяне?

3. Объясните смысл происхождения слова “медведь”?

ДОКУМЕНТ

“Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…

… Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны….

… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде …, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течении многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии…

… В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады.”