Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛЬ: автоматизация звука “Р”.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях:
  • развитие моторики артикуляционного аппарата:
  • развитие мелкой моторики:
  • развитие фонематического слуха, закрепление умения определять место заданного звука в слове, называть однокоренные слова с заданным звуком.
  • развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.

МАТЕРИАЛ: индивидуальные зеркала, тренажеры по автоматизации звуков, д/игра “Рыбалка”, предметные картинки (со звуком “Р”), компьютерная игра “Игры для Тигры”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Выработка длительной направленной воздушной струи. Работа на компьютере с использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Задание “Воздушный змей”.

Ребенок дует в микрофон длительно и непрерывно. Если задание выполняется правильно, воздушный змей на экране взлетает, тигренок одобрительно рычит: “Молодец, получилось!”. Если воздушная струя прерывается, либо не хватает силы выдоха, тигренок на экране предлагает: “Не огорчайся, попробуй еще раз”.

2. Артикуляционная гимнастика.

Улыбка – трубочка

Улыбка – заборчик

Заборчик – дорожки (расческа)

Грибок

Лошадка – остановили лошадку.

3. Произнесение изолированного “Р”

- Раз, два, три, четыре, пять, разучился тигр рычать.

Нужно тигра выручать и рычанью обучать.

Порычим как тигры, как тигрята (громко - тихо): “Р-Р-Р-Р-Р”

Дать характеристику звуку – согласный, твердый, звонкий.

4. Закрепление произношения “Р” в слогах (прямых, обратных)

Тренажеры:

и т.п.

5. Игра с мячом “Слоговые цепочки”. Ребенок повторяет за логопедом.

- Раз, два, три, ну-ка, повтори:

Ра – ру – ро Ры – ру – ра Дру – дро – дра
Ар – ор – ур Ор – ар - эр Тра – тру – тры

и т.п.

6. Закрепление произношения “Р” в словах

Из предложенных картинок выбрать те, в которых звук “Р” слышится:

  • в начале слова
  • в середине слова
  • в конце слова.

Назвать все картинки.

Определить, где слышится звук “Р” в слове тигр (в конце слова)

Определить, где слышится звук “Р” в слове рыба (в начале слова) и т.д.

7. Звукослоговой анализ слова ТИГР

Прохлопали, определили количество слогов – 1.

Т – согласный мягкий глухой звук
И – гласный звук
Г – согласный твердый звонкий звук
Р – согласный твердый звонкий звук

8. Физминутка. Пластические этюды: “Удачливый рыбак”, “Неудачливый рыбак”.

9. Фонематическая игра “Рыбки”. Назвать недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.

Логопед читает текст стихотворения.

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
- Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов)
- Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)

Вспомнить все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).

10. Закрепление произношения “Р” в словах. Координация движений мелкой моторики рук.

Д/и “Рыбалка” (пластмассовые разноцветные рыбки, удочки с магнитами-крючками)

- Поймать рыбку, вспомнить названия со звуком “Р”: сардина, ерш, карп, красноперка, барбус, золотая рыбка. Придумать предложения с названными словами.

11. Закрепление произношения звука “Р” в предложениях. Игра “Найди ошибку”.

Логопед произносит предложения, детям предлагается исправить их.

- Червяк поймал рыбку. ( Рыбка поймала червяка.)
- Ракушка увидела рыбку. (Рыбка увидела ракушку.)
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
- Червяк съел карася. (Карась съел червяка.) и т.п.

12. Итог занятия.