Открытый урок по физике в 8-м классе с использованием ИКТ в условиях личностно-ориентированного обучения "Электрическое поле"

Разделы: Физика


Цели и задачи урока:

  1. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием ИКТ.
  2. Проверить знания, полученные на предыдущих уроках.
  3. Ввести понятие об электрическом поле.
  4. Убедить учащихся в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля.
  5. Закрепить полученные знания.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Фронтальный опрос, рассказ-беседа, задания по группам, индивидуальные задания, решение задач.

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала, усвоения новых знаний.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
  6. Обобщение урока, выставление оценок.

Ход урока

Вначале объявить тему, цели и задачи урока, а затем проверить домашнее задание. Затем класс отвечает на вопросы:

  1. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
  2. Как взаимодействуют заряженные тела друг с другом?
  3. Как взаимодействуют две эбонитовые палочки, наэлектризованные трением о мех?
  4. Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шелк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки?

(Сопровождать ответы учащихся экспериментальной проверкой)

Открыть наиболее сильным учащимся тесты (Приложение 1 и Приложение 2), которые заранее записаны на компьютере, и объяснить порядок работы. Использовать при этом такую программу, которая после ввода учащимися ответов, сразу выставляет оценки. Пока эта группа учащихся работает с оставшейся частью устно решить задачи:

  1. №934
  2. №947 (Сборник задач по физике 7-8 кл. Лукашик.) Рисунки из задачи предварительно записать на компьютер и спроецировать на экран.
  3. С помощью какого прибора выясняют, наэлектризовано ли тело или нет?
  4. Какие вещества называют проводниками и непроводниками электричества? Приведите примеры.

Проверить тесты и перейти к объяснению нового материала.

Итак, мы теперь знаем, что существуют два рода зарядов: положительный и отрицательный. Как показывают опыты, наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом. Как передается это взаимодействие? Может быть через воздух? Обратимся к опыту. Зарядив электроскоп мы видим как листочки отталкиваются друг от друга. Поместим его в воздушный колокол и выкачаем оттуда воздух. Пока мой ассистент выкачивает воздух, я вам расскажу один случай. Недавно ко мне прибегает домой один второклассник и говорит мне: “Я хочу показать вам фокус”. Он берет лист бумаги, разрывает его на мелкие куски, достает свою ручку и натирает о свои волосы. А дальше что было, я думаю, что вы догадались. Естественно, я удивилась и сказала, что это интересный фокус, как он смог такое придумать. Это для него был фокус, а для нас с вами, изучившим электрические явления, это уже не фокус. Их можно объяснить на основе физических законов. Или же такой опыт: берем воздушный шар и преподносим его к стене. Естественно, шарик под действием силы тяжести будет падать вниз. А если наэлектризовать его, натерев о волосы, он прилипает. Объясним опыт, почему шарик прилип к стене, ведь стена не наэлектризована, она нейтральна. Кто сможет объяснить его на основе строения вещества? (ответы учащихся).

Обобщить ответы учащихся: дело в том, что вокруг любого заряженного тела существует так называемое электрическое поле. Когда мы приближаем шарик к стене, отрицательно заряженный шарик как бы вытесняет электроны, отталкивая их. На поверхности остаются положительно заряженные частицы. А значит, разноименно заряженные тела притягиваются.

Теперь возвращаемся к предыдущему опыту и видим, что в безвоздушном пространстве листочки отталкиваются. Значит, электрическое взаимодействие не передается с помощью воздуха. Между телами существует что-то материальное не ощущаемое и невидимое нами, через которое передается электрическое взаимодействие. Этим вопросом занимались многие ученые. Особенно большой вклад внесли Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл.

Согласно их учению, взаимодействие электрических зарядов объясняется тем, что вокруг каждого электрического заряда существует некая среда, через которую передаются электрические притяжения или отталкивания, то есть электрическое поле. Электрическое поле заряда – материальный объект, оно непрерывно в пространстве и способно действовать на другие электрические заряды. О его существовании можно судить только по его действиям. Если к электроскопу, не касаясь его оси, поднести на некоторое расстояние заряженную палочку, то стрелка все равно будет отклоняться. Это и есть действие электрического поля. При удалении палочки от оси электроскопа его действие будет проявляться слабее (рассказ сопровождать опытом).

Опять обратимся к опыту. Берем тот же резиновый шар и наэлектризуем ещё больше и поднесем к нему кусочек ваты. Вата сразу липнет к шару и получает тот же заряд, что и у шара. Если сдуть пушинку и поместить снизу шар, то пушинка парит в воздухе. Этот опыт показывает, что электрическое поле заряда действует на другой заряд, оказавшийся в этом поле. Сила, с которой электрическое поле действует на заряженные тела, называют электрической. Она зависит от двух величин: от величины заряда и от расстояния между зарядами. (Выяснить как зависит).

Действия на заряженные тела электрического поля передаются не мгновенно, а с конечной скоростью: с=3000 000км\с. Если ещё кто-то сомневается в реальности существования электрического поля, я попробую его сделать видимым..

(Показать и объяснить следующий опыт)

В стеклянный сосуд налить касторового масла, насыпать туда манной крупы и опустить концы электронов от электрофорной машины и начинать вращать машину. Крупицы крупы распределяются по линиям электрического поля.

Для наблюдения на данной ступени обучения лучше всего показать грубо приближенную картину расположения силовых линий электрического поля посредством бумажных султанов.

Для демонстрации расположения силовых линий электрического поля одного обособленного заряда закрепляют стержень бумажного султана в стройке изолирующего штатива, соединяют с ним один из кондукторов электрофорной машины и медленно вращают рукоятку машины. По мере накопления заряда на бумажных полосках последние медленно расплавляются и располагаются радиально. На каждую заряженную частицу бумаги действует сила, направленная вдоль полоски; таким образом, расположение бумажных полосок приблизительно совпадает с расположением силовых линий электрического поля.

Заряжая два султана от одного какого либо кондуктора, а затем от двух разноименно заряженных кондукторов, демонстрировать спектры электрического поля двух одноименных и разноименных зарядов.

Решить задачи: №970, 973 (Сборник задач по физике 7-8 кл. Лукашик).

Вопросы для закрепления новой темы.

  1. Что существует вокруг частиц?
  2. Что оказывает электрическое поле на заряд, внесенный в это поле?
  3. Как называют силу, с которой электрическое поле взаимодействует с заряженными телами?
  4. От чего зависит сила, с которой электрическое поле действует на заряженные тела?
  5. С какой скоростью передаются электрические взаимодействия?

(Спроецировать портреты Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла на экран и заслушать сообщения учащихся о жизни и деятельности этих ученых)

(Опыт)

Какие вопросы у вас есть? (Ответить на вопросы учащихся). Дать домашнее задание и отпустить детей.

Дом.зад.§28,29,№974.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3