Литературно-обществоведческий урок: "Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры" (для учащихся 11-х классов)

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель: Раскрыть содержание такого явления, как духовная культура общества, показать значение самостоятельной, свободной, зрелой личности.

Задачи:

1. Обобщить знания учащихся и более глубоко осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека.

2. Выявить наиболее существенные тенденции развития современной духовной культуры на основе анализа романа Ч.Айтматова “Буранный полустанок” (“И дольше века длится день”), показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.

3. Способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в культуре; отрицательному отношению к культурной изоляции, духовной вражде.

4. Способствовать формированию желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.

Ход урока

“Каждый из нас сам вычеканивает цену   своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли”. (С. Смайлс)

Учитель истории: Мы уже знаем, что культура в широком смысле слова – это всё ценное, созданное обществом, это вторая природа, сотворенная руками человека. Я приглашаю по одному человеку от группы (учащиеся до начала урока разделены на три группы) к доске записать определение культуры с точки зрения технологического, деятельностного и ценностного подходов. Также вызывается ученик к рабочему месту с Ноутбуком и мультимедийным проектором для выполнения задания: “Соотнести указанные функции культуры с их краткой характеристикой”. Смотри Приложение 1.

Учитель литературы: В мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Практически каждая наука, занимающаяся изучением культуры общества, даёт свое определение. Давайте вспомним, что такое культура в мифологическом сознании? (задание 1 группе), как определяет культуру наука история (задание 2 группе), и как определяет культуру наука педагогика? (задание 3 группе).

Предполагаемые ответы, записанные учащимися на доске:

  1. Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
  2. Культура – творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества.
  3. Культура – практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.

Предполагаемые устные ответы учеников:

1. Для понимания, что такое культура в мифологическом сознании, можно вспомнить миф о Прометее. Прометей научил людей добывать огонь, заниматься земледелием и ремёслами, научил их письменности, искусству общественной жизни и многому другому. Всё это и есть культура в том понимании, которое свойственно древним мифам. Сам термин культура появился позже, он латинского происхождения и в переводе означал “возделывание, культивирование почвы”.

2. В истории: культура является результатом исторического развития. В неё входит всё то, что люди произвели и что передается от поколения к поколению, - орудия производства, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. В педагогике: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Обобщение учителем истории понятия культуры по отработанной на предыдущих уроках схеме “Структурные элементы культуры”: - определение; условность деления культуры на материальную и духовную. Смотри Приложение №2 (Схема взята из Пособия для поступающих в ВУЗы “Обществознание на пять” под ред. Филатовой М.Н., - М., ЦентрЛитНефтеГаз, 2006, с.339.

Учитель литературы: Итак, мы видим, что духовная культура – это своеобразная целостность литературы, искусства, науки, нравственности, религии. Можете ли вы назвать общие признаки, характерные для культуры как особого явления общественной жизни (задание 1 группе); признаки, которые подчеркивают различие духовной культуры от материальной (задание 2 группе). А третья группа учащихся охарактеризует соотношение материальной и духовной культуры.

Пока учащиеся обдумывают ответы, учитель истории проверяет правильность выполнения задания Карточки 4 по определению функций культуры. Так как задание спроецировано на экран, при наличии ошибок в ответе ученика, можно обратиться за помощью к классу.

Предполагаемые ответы уч-ся:

Общее:

1. Культура – это средство и фактор включения человека в общественную жизнь;

2. Культура есть существенная характеристика жизни общества и человека как социального существа, она отлична от природы и не обусловлена биологически, т.е. способность к творчеству, навыки не передаются по наследству, а являются результатом социального опыта личности.

3. Культура есть совокупность всех форм преобразовательной, творческой деятельности человека и общества и её результатов.

Различное:

1. Культура формируется в процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, оказывая воздействие, как на все сферы общественной жизни, так и на каждого из нас. Поэтому именно духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке.

2. Духовные ценности в отличие от многих продуктов материального производства не исчезают в процессе их разового потребления: например, от того, сколько человек посмотрели картину, её качество и созданный образ не изменяться или, например, социальные нормы не изнашиваются от массовости и частоты их использования.

3. Поэтому, духовное производство включает в себя как духовное творчество, так и распределение, и освоение продуктов этого творчества в масштабах всего общества.

Соотношение культур.

В “чистом” виде материальная и духовная культура не существуют, они неразрывно связаны друг с другом и деление это условно. С одной стороны, материальная культура есть форма выражения духовной, как, например, прежде самого здания появляется идея здания, обусловленная определённым архитектурным стилем. С другой стороны, духовная культура имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества. Следовательно, материальные и духовные ценности не противоположны друг другу, а образуют единство культуры. Связь между ними не носит причинно-следственный (односторонний) характер. Нельзя однозначно утверждать, что материальная культура обусловливает духовную, или наоборот. Между двумя формами культуры общества существует функциональная (двусторонняя) связь. Они взаимозависимы и взаимообусловлены, вместе с тем каждая из них является средством выражения главных ценностей национальной культуры.

Учитель литературы. Для более глубокого осмысления содержания и значения ценностного подхода к изучению культуры Вам предлагается прослушать фрагмент 8 главы романа “Буранный полустанок” и определить, какую проблему духовной культуры поднимает Чингиз Айтматов? С именами, каких литературных героев она связана? Звуковой фрагмент. Слушаем Приложение 3.

Предполагаемый ответ уч-ся: С точки зрения ценностного подхода, культура – это практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей. Духовные ценности включают в себя достойные желания, добровольно избранные, социально и личностно полезные стремления. Они являются внутренними, ненасильственными, отражают внутреннюю свободу человека, его выбор и самоопределение. И они не могут быть отобраны у человека обманом, насилием или принуждением. Нельзя из культуры, которая складывается веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Проблема сохранения и передачи духовных ценностей наиболее полно передана через образ учителя Абуталипа с его непростой судьбой человека, побывавшего в плену в годы войны, через образ его верной жены Зариппы, стойко переносящей все тяготы жизни жены врага народа, через образ Едигея.

Учитель истории: В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают несколько её форм. Назовите их.

Предполагаемый ответ: Выделяют следующие формы культуры: народная, элитарная и массовая.

Учителем литературы: Мы знаем, что в современном обществе особое значение приобрели массовая” и “элитарная” культура. Относится ли такое деление к такому виду искусства как литература? Если да, то приведи те примеры.

Предполагаемый ответ уч-ся: Я считаю, что к “массовой” литературе можно отнести беллетристику, многие современные детективы, серии книг о Тане Гротер, о Гарри Потере и др. К элитарной – относят произведения Кафки, Базена, Воннегута, а также многие произведения классической литературы.

Учитель истории: Вопрос, является ли классическая литература элитарной, является спорным. Давайте с применением ПОПС - формулы попробуем рассмотреть разные позиции. Задание каждой группе: Да; нет; самостоятельное определение позиции.

Предполагаемый ответ 1 группы:

Позиция: Мы считаем, что классическая литература относится к элитарной.

Основание: Потому, что авторы классических произведений никогда не преследовали цель коммерческой выгоды. Понимание классики требует определённых знаний той исторической эпохи, на фоне которой разворачиваются события, умения разбираться в художественных средствах, таких как: метафора, инверсия, гипербола, литота и другие.

Пример: Например, чтобы понять суть произведения Чингиза Айтматова “Буранный полустанок”, надо понимать не только специфику художественных средств, но и знать особенности послевоенного периода жизни в СССР в условиях тоталитарного режима.

Следствие: Поэтому произведения классической литературы наша группа относит к элитарным произведениям. И этим даже мы можем объяснить угасающий интерес к чтению классики, так как современная молодёжь не хочет затруднять себя размышлениями, анализом, рассуждениями.

Предполагаемый ответ 2 группы:

Позиция: Мы считаем, что классическую литературу нельзя относить к элитарной.

Обоснование: Потому, что авторы классической литературы в принципе рассчитывали на широкого массового читателя, поднимая актуальные проблемы человека и общества, опираясь на общечеловеческие, значимые ценности. Классическая литература как средство ненаучного познания позволяет через систему художественных образов доступно донести до массового читателя интересы и проблемы определенного общества определённого исторического периода.

Пример: Например, всем известные романы русской классики начинают развёртывание сюжета с семьи, ценности и интересы которой понятны и доступны каждому. Обратите внимание: “Евгений Онегин” - “Мой дядя самых честных правил….”; “Анна Каренина” - “Всё смешалось в доме Облонских”; “Тихий Дон” - “Мелеховский двор на самом краю хутора”.

Следствие: Поэтому мы не относим классическую литературу к элитарной.

Предполагаемый ответ 3 группы.

Позиция. Мы считаем, что классическая литература занимает особое место в искусстве и является связующим звеном между массовой и элитарной культурой.

Обоснование. Потому, что достижения, художественные приёмы, идеи классической литературы с течением времени перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В свою очередь массовая культура через экранизацию классики, вызывая споры и неоднозначные оценки критиков и читателей, привлекает интерес к классической литературе.

Пример. Например, Я считал, что для знания “Тихого Дона”, мне будет достаточно посмотреть вторую экранизацию этого произведения режиссера Бондарчука. Но после просмотра я понял, что для объективного осмысления этого романа и для получения хороших оценок по литературе, мне необходимо прочитать самостоятельно это произведение.

Следствие. Поэтому классическая литература дает толчок к самосовершенствованию человека, что является целью и массовой и элитарной культуры. Учитывая, что человек постоянно самосовершенствуется, отталкиваясь от своих интеллектуальных способностей и духовных потребностей, ему в разные периоды жизни нужны как элитарные произведения, так и массовые. А с классической литературой мы можем порой, как отдыхать, так и напряженно трудиться.

Учитель литературы: Все ваши точки зрения интересны, обоснованны и имеют право на существование.

Учитель истории: Специфической областью культуры является культура народная. Своими корнями она уходит в прошлое, базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Культура каждого народа отличается самобытностью. Её развитие - необходимое условие формирования национального самосознания.

Учитель литературы: Роман Айтматова “Буранный полустанок” потому и остается востребованным, что в нем органически соединяется реалистически конкретный план повествования и условно поэтический: миф и фантастика. Раскройте весь диапазон жанров народной культуры, используемый автором.

Предполагаемые ответы учеников:

1. Передача традиций, обрядов (похоронного в частности) от старшего поколения младшим.

2. Предание о жестоких жуаньжуанах, которые проводили пленникам операции по уничтожению памяти.

3. Легенда о певце Раймалы – ага о сарозекской казни.

4. Широко представлен пласт народных песен: это и колыбельные песни, песнь-плач матери, песня - джигитов, прощальные песни, национальные праздничные песни киргизов и казахов, живущих на полустанке.

5. Миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай, миф о лисице и о верблюде и др.

Учитель истории: Айтматовские притчи, в которых миф переплетается с реальностью, смешение национальных, исторических и культурных пластов имеют особое трагическое звучание. Автором подняты актуальные и по сей день проблемы развития духовной культуры. Какие из них Вы можете назвать, изучив данное литературное произведение?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Это проблема единства образования и воспитания, нравственной ценности личности.

Она ярко отражена в сцене проводов маленького Сабиджана в интернат. Все понимают, что другого варианта получения образования у детей маленького отдаленного полустанка нет. Но мать особенно переживает, что ребёнок, оторванный от семьи, от своих исторических корней может вырасти с недостаточно сформированной системой ценностей, не знающим традиций, обычаев своего народа; что в дальнейшем мы и увидим в романе у взрослого Сабиджана.

- Это проблема осознания нравственных уроков истории. Древняя легенда о злом человеческом гении, нашедшем способ превращения людей в рабов, не помнящих своего прошлого, в бездуховную рабочую силу. Прошли века, но в годы второй мировой войны фашисты воскресили ужасы концлагерей, где люди, получив номер вместо имени, испытывая тяжелые физические страдания, должны были забыть прошлое и стать послушными рабами “высшей арийской расы”. Не зря ведь по плану “Барбаросса” полному уничтожение подлежали славянские столицы: Москва, Киев, Ленинград. Волны и камни должны были скрыть любое напоминание о бывших исторических центрах славян.

- Буквально вскользь прозвучала, но очень затронула меня проблема сохранения духовного наследия (в частности религиозного) и исторической памяти. За полвека существования социалистического государства выросло поколение атеистов. Но в жизни случается так, что человеку без молитвы не обойтись, умершего не воскресить и единственная возможность успокоить душевные переживания – прочитать молитву. В сцене, когда Едигей читает молитву во время похоронной процессии, он думает, а как же будет жить молодежь, не знающая этих молитв?

Учитель истории: Да, данные проблемы напрямую связаны с процессом формирования человека как личности. Ведь пропасть, о которой предупреждал Айтматов несколько десятилетий назад, - и сегодня перед нами.

Вам сейчас предлагается посмотреть видеофрагмент и сказать о разрушении, какого памятника культуры идёт речь, ответить на вопрос: “В какие годы проблема сохранения культурного наследия прошлого в нашей стране стояла наиболее остро?”

Фрагмент о Храме Христа Спасителя. (фрагмент взят из документальной трилогии “Храм Христа Спасителя” производства киностудии КАНОНЪ, 2004 год, фильм 1).Смотри Приложение 4.

Ответ 1: В 30-е годы 20 века борьба с религией приняла характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей. Были снесены часть Китайгородской стены и Красные ворота, Храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве, Успенский собор в Ярославле, Троицкий кафедральный собор в Архангельске и другие.

Ответ 2: А в нашем XXI веке эта проблема приобретает новую изощренную форму. Центральное телевидение поднимает проблему уничтожения “старой Москвы”, когда нынешние манкурты специально поджигают архитектурные памятники культуры с целью выкупа дорогой столичной земли под офисы коммерческих фирм.

Учитель истории: Но, несмотря на 70 лет забвения и преследования духовные ценности православия и других мировых религий сохранились в памяти народной, и нашли силы на возрождение в наше время.

ЮНЕСКО определила ряд памятников культуры, являющихся общепланетарным достоянием. Какие достижения нашего народа приобрели статус мирового признания, мы узнаем из презентации, подготовленной учащимися вашего класса (Смотри Приложение 5), и обратите внимание на соотношение культовых памятников и научных (1 научное достижение на 16 культовых).

Учитель литературы: Изучив роман Ч. Айтматова “И дольше века длится день…”, вы увидели, что автор охватил всю безмерность жизни и вселенной: от лисицы, вышедшей к железнодорожному полотну, до иных галактик, вступивших в контакт с землянами. Но в центре всего стоит человек, личность, душа, в которой совершают свою извечную борьбу добро и зло. Поэтому одним из эпиграфом и стали слова английского писателя Смайлса (зачитывается эпиграф, записанный на доске).

ВОПРОС: Нашли ли отражение биографические черты Айтматова в данном романе.

Предполагаемый ответ уч-ся: Смотри Рисунок 1.

Учитель истории: Одним из важнейших предупреждений Айтматова стала проблема нравственных уроков истории. Имя Манкурт стало нарицательным понятием. Манкурт – это тот, кто не помнит своего прошлого, не осознает себя человеческим существом, связанным с другими людьми, ни за что не несущий ответственности. Поэтому у манкуртов нет национальности, они рабы собственного невежества. Так давайте же вспомним легенду о манкурте.

Предполагаемый ответ уч-ся: краткий пересказ 6 главы. Смотри Рисунок 2.

Учитель литературы: Никто из родных не пытался искать и спасать такого пленника, так как это был, по словам Айтматова, уже не человек, а подобие, чучело. И лишь одна мать, не потерявшая надежду на спасение сына, отправляется на его поиски. Она его нашла. И что же?

Я предлагаю Вам прослушать фрагмент текста в исполнении мастера художественного слова Владимира Рыбальченко. Звуковые фрагменты. Слушаем Приложение 6, Приложение 7.

Учитель литературы: И ни день, и ни два пыталась мать вернуть память сыну, каждый раз находя его в бескрайней казахской степи. Пела ему колыбельные песни, рассказывала о детстве, но всё было напрасно. Звуковой фрагмент. Слушаем Приложение 8.

Учитель истории: Создавая образ манкурта, Чингиз Айтматов поднимается до большого философского обобщения. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, утрачивает право называться человеком. Он сохраняет только внешнюю человеческую оболочку, а по существу хуже животного, это робот, существо механическое, это античеловек.

Древняя легенда в романе Айтматова звучит как философское предупреждение человечеству из глубины веков. С одной стороны, это предупреждение о недопустимости насилия. С другой стороны, здесь акцентируется внимание на проблеме духовных связей человека с миром. Чем глубже, шире многостороннее эти связи, тем богаче, многограннее человек как личность. И наоборот, утрата духовных связей с миром ведет к самоизоляции и разрушению личности, к превращению человека в манкурта.

Казалось бы, что рабы-манкурты ушли вместе с далёким историческим прошлым, оставив нам страшный урок жестокости войн и насилия. Но за что в благополучные 60-е годы XX века главный герой романа Едигей называет манкуртом Сабитжана?

Предполагаемый ответ уч-ся: За отказ помочь предотвратить уничтожение древнего кладбища сарозекского народа. За его равнодушие к исторической памяти своего народа. Можно иметь хорошее образование, но оставаться в душе манкуртом. Не суждено было похоронить Казангапа на древнем кладбище Анна-Бейит. Оно шло под снос. А на его месте должны будут построить космодром. Тяжело воспринял эту весть Едигей. И решил поговорить с сыном покойного друга. Сабитжан был грамотным человеком, работал в области, был знаком со многими влиятельными людьми. И Едигей попросил Сабитжана отправиться с ним в область и помочь доказать начальству, что нельзя сравнять древнее кладбище с землёй, ведь покоятся их предки, отсюда корни их легенд и преданий. Но отказался сын покойного друга:

- Оставь, старик, это пустое дело. А на меня не рассчитывай. Мне это совсем ни к чему. У меня семья, дети, работа. Не нужны мне неприятности, не хочу, чтобы меня из-за этого с работы выгнали. Свет стал не мил Едигею. Казалось, будто душевный ожог получил он. И никак не мог понять того, почему образованный человек стал таким бездушным, почему отказался помочь предотвратить уничтожение древнего кладбища сарозекского народа. Почему этот сильный, красивый молодой человек стал таким равнодушным к исторической памяти своего народа. Неужели он стал одним из радиоуправляемых людей, о которых рассказывал? И чем больше думал старик Едигей об этом, тем обидней и безысходней становилось ему от этих мыслей: - Манкурт ты! Самый настоящий манкурт! – прошептал он в сердцах, ненавидя и жалея Сабитжана.

Учитель истории: Кого же можно отнести к современным манкуртам?

Предполагаемый ответ уч-ся: вандалов, разрушающих памятники; террористов; родителей, бросающих своих детей; детей, сдающих своих родителей в дома престарелых.

Учитель литературы: Насколько глубоко вы смогли прочувствовать образы литературных героев, мы посмотрим, используя приём синквейна. Первая группа пишет об Абуталипе, вторая – о Найман – Ане, третья группа – о Жоламане. Каждая строка защищается аргументами текста. Во время самостоятельной работы учащихся на экране с мультимедийного проектора отражены основные требования синквейна. Приложение 9.

Ответ 1 группы: Смотри Рисунок 3.

Ответ 2 группы: Смотри Рисунок 4.

Ответ 3 группы: Смотри Рисунок 5.

Учитель истории: Осознание проблемы – это первый шаг на пути её решения. Известны ли вам факты, свидетельствующие о позитивных сдвигах в культуре, которые происходят сегодня в РФ?

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Они проявляются, прежде всего, в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всём его многообразии:

- восстанавливаются многие памятники архитектуры, разрушенные или искалеченные в предыдущие годы: храм Христа Спасителя, Казанский собор, часовня Иверской Божьей Матери в Москве, храм Спаса на Крови в Петербурге и другие;

- возвращаются исторические названия городам, поселкам, улицам;

- тиражируются произведения, ранее запрещенные как не соответствующие принципу социалистического реализма, возвращаются имена представителей диссидентской интеллигенции.

2. Демократические преобразования в России создали возможности для открытого, полемичного обсуждения практически всех проблем, стоящих перед обществом. Изживается монополия государства в области культуры, признается право граждан на информацию, на свободу выбора людьми культурных ценностей и видов творческой деятельности.

3. Реализуются национальные проекты в области образования, происходит расширение международных культурных связей и многое другое.

Учитель литературы: Скажите, ребята, а какой собственный вклад вы можете внести в сохранение культурного наследия России?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Бережное отношение к памятникам культуры; защита и восстановление разрушенных, используя все возможности гражданского общества. Имена деятелей культуры и их произведения живут в памяти народной, благодаря нашему их изучению, распространению и сохранению.

- Человек – творец общественной жизни. Воспитание, образование, духовное самосовершенствование – вот те грани, по которым мы несём ответственность за формирование себя как личности.

- Приобщение к творческому процессу в любом жанре искусства – это тоже вклад в развитие культуры. Знание отечественной литературы, истории, традиций, нравственных и правовых норм – это тот минимальный вклад, который под силу каждому из нас.

Учитель истории: История страны – это история её народа. Каждый человек может внести свой вклад в развитие своего города, региона, государства. С его именем могут быть связаны научные и географические открытия, шедевры музыки, хореографии, литературы, живописи, всех жанров искусства, жизненные подвиги во благо своего края, народа, Родины.

Невежество, равнодушие к людям и их проблемам, скудность знаний могут стать причиной появления манкуртов и среди нашего общества. Чтобы доказать, что мы не манкурты, а знаем и ценим наше историческое прошлое, давайте посмотрим презентацию “История Камчатки в именах”, составленную из ваших четверостиший, посвящённых историческим личностям, внесшим весомый вклад в развитие Камчатского края. Смотри Приложение 10.

Подведение итогов урока. Комментирование оценок учителями истории и литературы.

Домашнее задание.