Конспект урока "Кодирование информации" в 5-м классе по учебнику Босовой

Разделы: Информатика


Класс: 5 класс

Тема: Кодирование информации.

Цели урока:

Образовательные

  • Закрепить знания, полученные на прошлом уроке;
  • Познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;
  • Формирование умения кодировать и декодировать информацию;

Развивающие

  • Развивать логического мышления;
  • Развивать процессы мышления, познавательных интересов, памяти, восприятия;
  • Развивать устную речь;

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся;
  • Формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе;

Здоровьесберегающая

  • Соблюдение правил ТБ, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Тип урока: урок-знакомство, изучение нового материала.

Оборудование: проектор, компьютеры, принтер, карточки, презентация в Power Point.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: АМО (сюжетно-ролевая игра, баскет-метод, дерево решений).

План урока:

Этап урока Время
1 Организационный момент 1-2 мин.
2 Актуализация знаний 5
3 Изучение нового материала 7
4 Физминутка 2
5 Закрепление материала 7
6 Контроль знаний 5
7 Подведение итогов. 2

К началу урока учащиеся поделены на две команды, выбраны капитаны и экскурсоводы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, я получила срочное сообщение: “Вчера в виртуальном океане потерпел крушение КОРАБЛЬ, натолкнувшись на рифы из – за ошибок учеников”. Сегодня мы отправляемся в путешествие по морям и океанам, и нам нужно быть предельно внимательными, чтобы с нами не случилось беды. Помните у нас всего полчаса! Иначе наши корабли превратятся в корыта. В путешествии принимают участие две команды. Итак, капитаны готовы! Свистать всех наверх! Путешествие начинается!

Захожу в кабинет, четко, но с небольшой тревогой начинаю говорить о том, что произошло крушение. При этом перебираю в руках сообщение, переданное с помощью азбуки Морзе. В это же время рядом со мной юнга передает сообщение с помощью семафорной (флажковой) азбуки. На слайде показывают фрагмент мультфильма “Приключения капитана Врунгеля”, в котором титрами идет закодированное сообщение с помощью азбуки Морзе. Титры заканчиваются, мультфильм продолжается без титров.

2. Актуализация знаний.

Необходимо дать задание экскурсоводам, а так же капитанам (Приложение 1).

Задание экскурсоводам: Дать сообщение о С. Морзе, его аппарате (Приложение 2), а так же о семафорной азбуке, способах кодирования Леонардо да Винчи, Артура Конан Дойля (Приложение 3)

– Земля, земля, нас ждет остановка в первой бухте под названием “СЕВЕРНАЯ”.

1) Оставшимся учащимся дается задание: Назовите ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ, ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ. Возникали ли помехи при передаче сообщения?

Показываю фрагменты мультфильма “Зима в Простоквашино”. Сначала отвечает команда “Пираты Карибского моря”, затем команда “Полундра”.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

3. На следующем слайде фотографии природы.

Вопрос: Является ли природа источником информации? Какую информацию мы можем получить, посмотрев на эти картинки.

На слайде 4 фотографии. Предполагаемые ответы: Можем сказать какое время года, в каком состоянии находится природа. А какие выводы мы должны сделать? (Нужно беречь природу, не разбрасывать мусор...)

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

- Отправляемся дальше! Спешите друзья!

4. Изучение нового материала.

SOS! SOS! SOS! На следующем слайде фрагмент из мультфильма “Следствие ведут колобки”. Ребята, нашему путешествию кто-то хочет помешать, посмотрите, что произошло с темой нашего путешествия.

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.

Выходит сыщик (мальчик в шляпе и шарфике) с клавиатурой в руках, все ребята должны догадаться как нужно вернуть тему урока в нужный вид.

У ребят на столах будут лежать подсказки – рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита. Итак, тема нашего путешествия: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны (могут быть треугольники, четырехугольники, пятиугольники).

- Ребята, давайте подумаем, что же значит слово кодирование. Подберите однокоренные слова к слову кодирование.

Ребята должны предложить КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК. А мы с вами занимались кодированием? (Должны ответить – нет), а где встречались с закодированной информацией (тема урока, оценки – должны догадаться). Каждая команда должна предложить варианты для формулировки данных понятий, а так же рассмотреть понятие кода. На листах ватмана они записывают предложение формулировки определения, передают другой команде, которая должна дополнить, внести поправки. Все листы собираются и оформляются в общее дерево решений.

Капитаны команд должны общее решение ввести в компьютер.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

5. Физминутка (Приложение 4).

- Мы хорошо трудились, и сейчас нам нужно отдохнуть. Нам нужно покинуть наши корабли и сойти на берег. Проводится ФИЗКУЛЬМИНУТКА .

6.  Закрепление материала.

Дерево решений уже готово, давайте сформулируем наши определения еще раз. Кроме этого определения есть еще ДЕКОДИРОВАНИЕ. Как вы думаете, что же такое декодирование.

На каждом корабле есть исторический музей, в нем работает экскурсовод. Так как наше путешествие виртуальное, мы можем посетить оба музея.

Слово экскурсоводам.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

Бухта “Практическая”. Командам дается задание на листочках. Они должны расшифровать сообщение, отправленное Ломом. В это время, фрагмент мультфильма “Приключения капитана Врунгеля”.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

Давайте вспомним наши картины о природе. Попробуйте теперь закодировать данные картины с помощью знаков, используемые в географии.

За правильный ответ учащиеся должны получить жетоны.

7. Бухта “Контролирующая”.

Учащиеся подсчитывают свои жетоны.

8. Выполняют тест на компьютере.

Тест выполнен в Excel, сбор информации происходит по сети.

Показываю результаты выполнения теста.

Выставляем оценки за урок.

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат рожицы: веселая и грустная (недовольная). Поднимите сейчас ту рожицу, соответствующую вашему настроению, с которым вы заходите на урок.

За музыкальной физминуткой обращайтесь по электронной почте aak@amik.ru к автору.