Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Лесная зона"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  1. Активизировать имеющиеся у детей знания о лесной зоне; углубить и расширить их.
  2. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проблемы, которые возникают по вине человека.     
  3. Развивать у детей познавательный интерес .
  4. Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Оборудование:запись голосов птиц, карта природных зон России, картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Нас сегодня ждет дорога
    И узнать нам надо много.
    Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
    Чтобы времени зря не терять.

У.- Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

2. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит запись голосов птиц).

Ученик читает стихотворение С.Погорельского:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

У.- В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего и последующих уроков. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

Д. - В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.

У. – А в какой зоне живем мы с вами, и что бы вы хотели исследовать по этой теме?

Д. – Нас окружают красивые леса. Мы живем в лесной зоне.

- Я хотел бы узнать о лесе то, чего еще не знаю.

- А я хочу узнать о растениях и животных леса.

- Мне хочется узнать, почему люди плохо относятся к лесу.

3. Проверка домашнего задания:

У. – По какой природной зоне мы уже путешествовали?

Д. – По степи.

У. – Прокомментируйте свои домашние рисунки на тему: «Какой я представляю степь»?

(Показ рисунков с кратким комментированием).

У. – О каких растениях и животных степи вы могли бы рассказать своим одноклассникам?

 Д. – Рассказывают из дополнительных источников, разгадывают самостоятельно  составленные кроссворды про степь. 

У. - Оцените работу своих товарищей.

Д. Оценивают ответы детей.

4. Изучение нового материала:

Работа в группах:

У. – Найдите природную зону лесов на карте. Мы сейчас будем исследовать лес. Помогут вам в этом  карточки-помогайки, которые есть у каждой группы и учебник «Мы и окружающий мир». Читайте вопросы, находите ответы, обсуждайте в своих  группах. Затем, когда ответите на все вопросы, кто-то один из каждой группы будет рассказывать всем. Остальные будут внимательно слушать, дополнять ответы  товарища, оценивать.

Вопросы для 1ой группы:

  1. Где находится лесная зона относительно зоны степей?
  2. В каком тепловом поясе она лежит?
  3. Что характерно для этого пояса?

Вопросы для 2-й группы:

  1. Сравните зону лесов с другими природными зонами.
  2. Какие части вы заметили в лесной зоне?
  3. Назовите их.

 Примерные рассказы:

  1. Лесная зона находится севернее степей. Она расположена в умеренном поясе. Климат  меняется: уменьшается количество тепла, увеличивается количество влаги Плодородные степные черноземы сменяются менее плодородными, подзолистыми. Здесь  ярко выражены четыре времени года: зима, весна, лето Зима холодная, даже  морозная; лето теплое, влажное.
  2. Эта природная зона самая большая. Ее можно разделить на три части. Самая большая - тайга. Она закрашена на карте темно-зеленым цветом. Еще есть смешанные леса. Тоже зеленый цвет, но светлее. Самая маленькая часть- это лиственные леса. Зеленый цвет ещё светлее. Тайга – это хвойный лес. Там растут лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Смешанные леса – это леса, в которых наряду с хвойными деревьями, растут лиственные: береза, ольха, осина и другие. В широколиственных лесах растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

У. – А теперь на минутку закройте глаза и представьте лес. Все вы его видели, не раз бывали в нем. Открывайте глаза и расскажите, каким вы его представляете. Можно обратиться за помощью к своим сочинениям, рисункам, стихам русских поэтов, воспевавшим лес.

Рассказы детей о лесе.

Обсуждение значения и проблем леса:

У.- Вы, наверное, заметили, что у вас получились совершенно разные рассказы о лесе.

- А что же их объединяет?

Д. – В них говорится о красоте леса, о его значении.

У.- Сейчас мы с вами и поговорим  о его значении в жизни человека, о проблемах леса и  составим схемы. Для этой  цели мы будем исследовать учебник, картины, стихи русских поэтов.

Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему  напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

У. – Даю вам несколько минут на обсуждение.

(Дети работают в группах)

- Какое же значение имеет лес в жизни человека?

Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.

У. – Значит, лес – это место отдыха.

Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

У. – Значит, лес – аптека.

Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.

Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу. 

У. – Значит, лес – это источник топлива.

Д. – Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

У. – Значит, лес – это источник древесины.

Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.

Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой    водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.

Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.

У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека:

У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса».

- А всегда ли человек  справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические причины?

- Каковы проблемы леса?

- Давайте попробуем их исследовать. 

- Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
За