Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Активизировать имеющиеся у детей знания о лесной зоне; углубить и расширить их.
  2. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проблемы, которые возникают по вине человека.     
  3. Развивать у детей познавательный интерес .
  4. Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Оборудование:запись голосов птиц, карта природных зон России, картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Нас сегодня ждет дорога
    И узнать нам надо много.
    Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
    Чтобы времени зря не терять.

У.- Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

2. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит запись голосов птиц).

Ученик читает стихотворение С.Погорельского:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

У.- В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего и последующих уроков. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

Д. - В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.

У. – А в какой зоне живем мы с вами, и что бы вы хотели исследовать по этой теме?

Д. – Нас окружают красивые леса. Мы живем в лесной зоне.

- Я хотел бы узнать о лесе то, чего еще не знаю.

- А я хочу узнать о растениях и животных леса.

- Мне хочется узнать, почему люди плохо относятся к лесу.

3. Проверка домашнего задания:

У. – По какой природной зоне мы уже путешествовали?

Д. – По степи.

У. – Прокомментируйте свои домашние рисунки на тему: «Какой я представляю степь»?

(Показ рисунков с кратким комментированием).

У. – О каких растениях и животных степи вы могли бы рассказать своим одноклассникам?

 Д. – Рассказывают из дополнительных источников, разгадывают самостоятельно  составленные кроссворды про степь. 

У. - Оцените работу своих товарищей.

Д. Оценивают ответы детей.

4. Изучение нового материала:

Работа в группах:

У. – Найдите природную зону лесов на карте. Мы сейчас будем исследовать лес. Помогут вам в этом  карточки-помогайки, которые есть у каждой группы и учебник «Мы и окружающий мир». Читайте вопросы, находите ответы, обсуждайте в своих  группах. Затем, когда ответите на все вопросы, кто-то один из каждой группы будет рассказывать всем. Остальные будут внимательно слушать, дополнять ответы  товарища, оценивать.

Вопросы для 1ой группы:

  1. Где находится лесная зона относительно зоны степей?
  2. В каком тепловом поясе она лежит?
  3. Что характерно для этого пояса?

Вопросы для 2-й группы:

  1. Сравните зону лесов с другими природными зонами.
  2. Какие части вы заметили в лесной зоне?
  3. Назовите их.

 Примерные рассказы:

  1. Лесная зона находится севернее степей. Она расположена в умеренном поясе. Климат  меняется: уменьшается количество тепла, увеличивается количество влаги Плодородные степные черноземы сменяются менее плодородными, подзолистыми. Здесь  ярко выражены четыре времени года: зима, весна, лето Зима холодная, даже  морозная; лето теплое, влажное.
  2. Эта природная зона самая большая. Ее можно разделить на три части. Самая большая - тайга. Она закрашена на карте темно-зеленым цветом. Еще есть смешанные леса. Тоже зеленый цвет, но светлее. Самая маленькая часть- это лиственные леса. Зеленый цвет ещё светлее. Тайга – это хвойный лес. Там растут лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Смешанные леса – это леса, в которых наряду с хвойными деревьями, растут лиственные: береза, ольха, осина и другие. В широколиственных лесах растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

У. – А теперь на минутку закройте глаза и представьте лес. Все вы его видели, не раз бывали в нем. Открывайте глаза и расскажите, каким вы его представляете. Можно обратиться за помощью к своим сочинениям, рисункам, стихам русских поэтов, воспевавшим лес.

Рассказы детей о лесе.

Обсуждение значения и проблем леса:

У.- Вы, наверное, заметили, что у вас получились совершенно разные рассказы о лесе.

- А что же их объединяет?

Д. – В них говорится о красоте леса, о его значении.

У.- Сейчас мы с вами и поговорим  о его значении в жизни человека, о проблемах леса и  составим схемы. Для этой  цели мы будем исследовать учебник, картины, стихи русских поэтов.

Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему  напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

У. – Даю вам несколько минут на обсуждение.

(Дети работают в группах)

- Какое же значение имеет лес в жизни человека?

Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.

У. – Значит, лес – это место отдыха.

Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

У. – Значит, лес – аптека.

Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.

Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу. 

У. – Значит, лес – это источник топлива.

Д. – Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

У. – Значит, лес – это источник древесины.

Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.

Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой    водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.

Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.

У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека:

У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса».

- А всегда ли человек  справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические причины?

- Каковы проблемы леса?

- Давайте попробуем их исследовать. 

- Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.

У – О какой экологической проблеме здесь идет речь?

Д. – Как вырубали лес, как убегают звери

Работа по картине «Вырубка леса» 

У. – Посмотрите, как в настоящее  время  идет заготовка древесины. Если раньше лес  вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные  массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Звучит песня «Просьба» (слова Р.Рождественского, музыка А.Пахмутовой)

У. – Какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

Д. – Проблему убийства животных.

У. – Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. Только это было необходимо
для выживания людей, и убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

У.- Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас.

- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. 

У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес     превратится в свалку.

У. – Какую проблему раскрывает рассказ?

Д. – Загрязнение леса.

У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

У. – Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одной проблеме. Послушайте стихотворение Шефнера.

 Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А  утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

У.-  Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

У. – О какой же проблеме нужно ещё подумать?

Д. – О пожарах.

 У. – А ведь этого могло и не быть, если бы люди соблюдали правила поведения в лесу.

- Что должен был сделать охотник?

- О каких правилах он забыл?

Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.

У. – Посмотрите, какая схема у нас получилась:

У. – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

- О чём же должны помнить люди, приходя в лес?

Д. – Лес – наше богатство.

- Лес - «лёгкие нашей планеты».

- Каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.

У. – Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век,  через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.

5. Итог урока

У. – Понравился ли вам урок?

- Удалось ли нам выполнить то, что наметили?

- Что показалось особенно трудным?

- Чья работа понравилась? – Оцените её.

- А кому ещё надо поработать?