Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Части света, материки и океаны" по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Задача: научить распознавать и показывать на карте все части света, материки и океаны
на  различных по содержанию и масштабах картах.

Цели:

  • познакомить с понятиями части света, материки и океаны;
  • учить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
  • развивать мышление, кругозор, творческие способности, внимание и речь.

Оборудование: карта полушарий; Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), таблица «Части света», атлас (у каждого на парте), условные знаки поверхности, мультимедийный проектор, диск « География. Наш дом –  Земля (материки, океаны, народы, страны),  изображения материков разрезанные на пазлы ( 6 групп), рисунок дельфина и зайчика, глобус, определения материков, океанов, частей света на отдельных листах; названия материков, частей света, океанов, эмблемы с изображением  обитателей  материков, чистые стандартные листы, клей, сообщения детей об океанах.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш
Карта тоже нам нужна
Книга, атлас нам – друзья!

2. Актуализация знаний, постановка проблемы

Учитель. Однажды зайчонок и дельфиненок решили совершить кругосветное путешествие. Смогут ли они это сделать вместе?

Ответы детей …

Учитель.  Подумайте, один вопрос, а ответы разные.
– Почему так получилось? Давайте вспомним:
– Где обитает дельфиненок (в соленых водоемах), а зайчонок?
– Так  могут они совершить путешествие?
– Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос?
Дети: Уметь читать карту, знать  условные обозначения, т.е. познакомиться лучше с картой и узнать ответ на наш вопрос

Учитель. А  знаете ли вы географический язык? Сейчас проверим! Внимание на экран (см. Приложение) – условные обозначения:

  • остров;
  • горы
  • озеро;
  • море;
  • равнина

Учитель. Молодцы!

3. Изучение нового материала

– Продолжите мое предложение:

Наша планета Земля имеет форму…

Учитель. Сколько полушарий можно выделить на глобусе? (Показ глобуса)

Дети. Западное и восточное, северное и южное.

– Сегодня мы будем работать по карте полушарий (атлас с. 8, ч. 4)

На доске карта полушарий.

– Мы уже знаем, что у карты особый язык. Как определить высоту и глубину с помощью карты?

(Ответы детей).

– А глубину мы, где будем определять? (В водоемах)
– Но на карте полушарий мы видим не только огромные участки воды…
– Что еще? Посмотрите внимательно (Ответы детей).
– Да мы видим участки суши.
– Давайте познакомимся с ними (показ по карте).

А) Исторические области Земли, включающие большие участки суши – доска с соседними островами – это  части света.
– Ту часть света, где давно живут наши предки, назвали – Европой
Путешествуя, европейцы открыли сначала  Азию, а затем  Африку. Поэтому Европу, Азию, Африку называют Старым светом.
– Позже была открыта Америка. Эта часть света состоит из 2 частей, соединенных перешей  ком.
– Самой последней европейцы открыли  Австралию и Антарктиду.
– Америку и Австралию называют – Новым Светом. Почему?
Дети: Потому что открыли гораздо позже.
– Давайте послушаем о чем рассказывают наши герои рис. №2 (см. Приложение).
Смотрим на экран.
– Сколько частей света мы узнали?
– Прочитайте задание на с. 77 № 2:
– Найди все части света на карте полушарий.
– Попробуй заполнить таблицу с помощью карты.
– Кто не понял задание?
(Дети работают в учебнике, учитель на доске)
– Работаем вместе, а для быстроты будем ставить первую букву названия полушария
– Смотрим, где находится Европа? И т.д.

Б) Продолжаем кругосветное путешествие…

– Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как  МАТЕРИКИ. Наиболее крупные участки суши, окруженные водой,  называются МАТЕРИКАМИ. Острова тоже окружены водой, но имеют меньший размер. Будьте внимательны!

Рассказ диктора о материках (см. Приложение). Появляются названия материков на доске:

Евразия
Африка
Австралия
Северная Америка
Южная Америка
Антарктида

– Что вы замечаете?
– Материков – шесть, а Частей Света – пять. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.
А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)

Работа с картой

Показать на карте материки (работа у доски)

– Сейчас мы познакомились с материками и частями света, кто из наших героев: Зайчик или Дельфиненок мог путешествовать вместе с нами?
– Заяц.
– Почему?
– Он передвигается по суше.
– Ребята, а как же быть нашему дельфиненку? Ему тоже хочется путешествовать.
Дети. А ему по морям и океанам.
– А как вы думаете, что такое океан? (Ответы детей)
Океаны – огромные водоемы, окружающие материки и острова. Вода в океанах соленая. Посмотрите внимательно на карту: сколько океанов? (На Земле 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный  Ледовитый)

Доклады детей об океанах, показ на карте.

4. Повторение, закрепление новых знаний

– Мы пропутешествовали  сегодня по частям света, материкам и океанам.
– Покажите на карте океаны на карте (желающие) и назовите их.

Творческое задание работа в группах

– А сейчас мы поиграем.
– Мы будем создавать карту.
– У каждой группы на столе лежит папка  с деталями материка.

Задание: собрать материк.

– Кто соберет быстрее и верно?
– Из полученных материков мы создадим свою карту.

Дети работают в группах – собирают материки, затем на тканной, синей доске закрепляем собранный материал.

– У нас получилась своя карта.
– Какие океаны омывают Евразию?
– Чем Часть Света отличается от материка?
– Какую мы с вами сделали работу?

Дети. Мы путешествовали по карте, узнали о материках, частях света, океанах, составили свою карту.

– Для чего надо знать карту, условные обозначения, части света, материки и океаны?

Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места  интересующих тебя событий.

– Вернемся к нашему проблемному вопросу: могут ли Дельфиненок и Зайчонок путешествовать вместе?

Дети. Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по     суше, другой по водоемам.

– Ребята ваши друзья, Зайчонок и Дельфиненок благодарят вас за помощь и на память о нашем путешествии вручают эти эмблемки. (см. Приложение).

5. Домашнее задание: с.77 №3, с.78  №5, урок 22,уметь показавать на карте материки, океаны, части света.