Социально-психологические факторы, влияющие на проявление креативности в подростковом возрасте

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Помимо знаний они должны обладать такими качествами как самостоятельность, умение делать выбор, мобильность, креативность. Так называемый век информации принес с собой радикальные изменения. Приходится пересматривать классический тезис “тот, кто владеет информацией, владеет миром”, поскольку число “владеющих миром” необозримо расширится. Нередко теперь можно слышать, что “креативность – уникальное состояние человеческого ума – станет в первой половине нового столетия ресурсом, от “критической массы” которого будет зависеть все”. [1] Признана практическая важность креативности для сферы бизнеса и управления, для экономического роста в целом. Именно творческие личности внесли огромный вклад во все сферы приложения человеческого ума: и в искусство, и в науку, и в историю цивилизации вообще. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений человек должен активизировать свой творческий потенциал. А между тем, результаты участия наших российских школьников в международном исследовании образовательных достижений учащихся (PISA), которое трижды проходило более чем в 30 странах мира, нельзя назвать даже удовлетворительными. Одной из основных причин наших слабых показателей является то, что исследование было направлено не на выявление количества “заученных” учебных материалов, а на проверку “умения разрешать нестандартные ситуации”. Развитие креативности, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития.

От природы во всех нас заложено творческое начало. Более того, можно утверждать, что все мы изначально обладаем весьма большими творческими задатками. К сожалению, этот бесценный дар мы утрачиваем в школьные годы. Влияние того, что мы называем воспитанием, фактором среды, способно сообщить мощное ускорение раскрытию таящихся в человеке творческих задатков или наоборот его затормозить.

С помощью тестов креативности мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Человек, давший оригинальный творческий ответ, заведомо обладает креативностью. Но, если человек не дает творческого ответа, это еще не свидетельство отсутствия у него креативности. Н.М.Гнатко предположил существование двух уровней развития креативности: потенциального и актуального. “Потенциальная креативность – это креативность додеятельностная, характеризующая человека с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности”, т.е. к проявлению творческой активности. [2] Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека.

Подростковый возраст считается сензитивным периодом для развития креативности. В этот период на основе “общей креативности” формируется “специализированная креативность”: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в подростковом возрасте является особенно актуальным.

На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия “креативность”. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. [2]. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

В психологии креативности принято считать, что высокая проявленность творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала. В экспериментальном исследовании Е.Л.Солдатовой был проведен корреляционный анализ связи креативности с некоторыми свойствами личности. Наиболее связанной с креативностью является толерантность. Существенные связи с креативностью обнаружены среди факторов, диагностирующих межперсональные качества личности, самоуверенность в общении и взаимодействии [5]. Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток.

Б.Ф.Ломов выделяет роль общения в развитии творческой личности [4]. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации [3]. Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А.Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях – приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании. [3].

Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, нерегламентированностью и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение. Для того чтобы подросток развивался как творческая личность, необходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы подросток себя идентифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей – потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей.

Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на “средние оценки”, унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как “выскочек”, демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость.

Творческость – это реализация человеком своей индивидуальности. Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения.

Предположив, что уровень актуального проявления креативности у подростка взаимосвязан с особенностями его образа Я, мы провели исследование на базе муниципальной средней общеобразовательной школы №158 г. Новосибирска. В исследовании принимали участие 95 учащихся 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет. Для исследования использовали “Модифицированные креативные тесты Вильямса” (тест дивергентного (творческого) мышления), опросник творческих характеристик личности, шкала Вильямса – опросник для родителей по оценке креативности ребенка, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест-опросник самоотношения В.Столина. Качество корреляционной связи определялось при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Одной из главных составляющих Я-концепции подростков является представление о своем физическом облике. Переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела, являются “провокатором” страха. Последствия страхов многообразны, но главное из них – это возрастающая неуверенность. Страх – самый опасный враг творчества. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Наше исследование подтверждает, что уровень самооценки значимо коррелирует со степенью удовлетворенности подростков различными характеристиками своего внешнего облика (коэффициент корреляции 0,68.) <Рисунок 1>. Подростки, недовольные своей внешностью, негативно оценивают и другие стороны своего Я.

Рисунок 1

Исследования психологов показывают, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности подростков. Куперсмит провел лонгитюдное исследование подростков 10-12 лет, которое показало, что уровень самооценки коррелирует, в частности, со стилем рисунков. Рисунки детей, обладающих высокой самооценкой, отличались оригинальностью, юмором, в них проявлялись наблюдательность и творческий подход. У детей со средней самооценкой рисунки были более скованными, менее выразительными. В нашем исследовании с общей самооценкой подростков коррелирует уровень выраженности различных составляющих креативности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше показатели креативности, тем выше уровень самооценки. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску, беглость, сложность. Для подростков, не проявляющих креативность, более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высококреативных подростков высокую самооценку имеют 84,6% <Рисунок 2>, то в группе, проявляющей низкую креативность, такую самооценку имеют в 2 раза меньше подростков – 41,7% <Рисунок 3>. Соответственно, низкую самооценку в группе высококреативных имеют только 7%, а в группе, не проявляющих креативность, – 25%.

Рисунок 2

Рисунок 3

Получена положительная корреляция (0,38) между общим показателем теста самооценки творческих характеристик и общим результатом теста дивергентного мышления. Эти данные позволяют сделать предположение, что подростки способны адекватно оценивать свои творческие возможности. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску и воображение <Рисунок 4>. Это явление известно в психологии под названием “самореализующееся пророчество”. Оно срабатывает и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждения ее данных формируется благоприятная Я-концепция. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и в своих возможностях. Эта вера в себя делает подростков восприимчивыми к новым идеям. Они меньше заняты своими внутренними проблемами.

Рисунок 4

Сочетание самооценки и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности. В том случае, когда высокая самооценка сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании креативности с невысокой самооценкой, человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения.

Самооценка

Низкая креативность

Высокая креативность

адекватная

внешне хорошо адаптируются, держатся в “середняках” и довольны своим положением, общительны уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой, проявляют интерес ко всему новому и необычному, очень инициативны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий

низкая

Стремятся к успеху, тяжело воспринимают неудачу, преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, избегают риска, скрытны, страдают без внешней адекватной оценки С трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют необычные хобби, занимаются в кружках, где в свободной обстановке могут проявить свою креативность, очень тревожны, страдают от неверия в себя, “комплекса неполноценности” [2]

Изучая себя, подростки представляют, что и другие постоянно оценивают их. Когда образ Я поддерживается, человек испытывает интерес и радость, когда он подвергается агрессии – страх. Обнаружена положительная корреляция (0,47) между самооценкой творческих характеристик и родительской оценкой творческого начала ребенка <Рисунок 5>. Это позволяет сделать предположение о том, что позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку, является важным фактором, определяющим развитие креативности. Творческий потенциал является переменной функцией. Еще в отроческие годы, начав думать, что круг возможностей ограничен, в дальнейшем человек произносит хорошо известные слова: “Я этого не могу” или “Это не для меня”. В большинстве случаев это следствие пережитых разочарований. По данным психологов неодобрительных замечаний, которые дети слышат в свой адрес, за день набирается в шесть раз больше, чем поощрений и похвал. Порой число замечаний достигает несколько сотен в день. Это убивает творчество, креативность на корню.

Рисунок 5

Наше исследование подтверждает также наличие положительной корреляции между самопринятием и уверенностью подростков в себе, а самоуверенность подростков коррелирует с общей самооценкой (умеренная положительная корреляция) и самооценкой подростками своих творческих возможностей.

Школа должна стать фактором, обеспечивающим развитие личности, формирование способности к творчеству, к успешной социализации и успешной адаптации в жизни. Модернизация образования может решить эту задачу за счет включения в систему изучаемых дисциплин предметов, ориентированных на интеграцию знаний учащихся о человеке, на развитие самосознания и коммуникации. Большую роль в подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни способны оказать психологические занятия в рамках спецкурсов, помогающие подросткам лучше понять себя и других. На основе полученных психологических знаний учащиеся осознают свои возможности и способности, свои взаимоотношения с окружающими, учатся искать пути преодоления препятствий.

 Литература:

  1. Алдер Г. CQ или мускулы творческого интеллекта. – М.: Изд-во Гранд, 2004. – 487 с.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 359 с.
  3. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000. – 173 с.
  4. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – 156 с.
  5. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.