Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Авторская программа в начальной школе "Краеведение"

  • Иванова Елена Васильевна, учитель начальных классов, руководитель городской проблемной группы "Образовательная картография"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  •  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

 Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

    4. Содержание программы Тематический план на третий год обучения

№ п/п Тема Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения Отслеживание результатов
1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Правила безопасного поведения на занятиях.  Беседа. Игра.         Устные ответы. Игра.
2 Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. Правила безопасного поведения в походе.  Беседа.
Игра.
Устные ответы. Игра.
3-4 Однодневный  туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе.   Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудняется – рисунок.
5-6 Моя семья. Семейные традиции.   Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет. Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет.
7-8 Бабушки и дедушки. Родословная. Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. Устные ответы. Схема родословной своей семьи.
9 Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Устные ответы. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.
10-11 Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. Устные ответы. Тест.
12-13 Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Беседа. Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана. Устные ответы. Творческий отчет.
14 Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Устные ответы.
15-16 Мой город. Из истории образования города. Воткинская ГЭС. Экскурсия на ГЭС. Беседа. Наблюдения. Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу.
17-18 Промышленные предприятия города. Заочная экскурсия по городу. Фронтальная беседа.
19 Мой край на карте страны. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Устные ответы.
20-22 Народы Прикамья. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах. Устные ответы. Творческий отчет.
23-24 С днем рождения Пермский край! Мой вклад в дело процветания края. Игра-викторина. Работа,  в группах, в парах. Устные ответы. Игра-викторина.
Творческий отчет.
25-28 Однодневный поход «Зимние забавы». Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Устные ответы. Игра.
29-31 Удивительная природа. Растительный мир Прикамья. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. Устные ответы. Игра. Рисунок.
Тест.
32-33 Животный мир Прикамья.
34-37 Творчество писателей Прикамья.
38-40 Экскурсия на СЮН. Экскурсия. Беседа. Наблюдения. Устные ответы.
41-43 Красная книга Прикамья. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Беседа. Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Сообщения. Устные ответы. Творческий отчет. Тест.
44-45 Экскурсия в Зеленое хозяйство города.
Выгонка декоративных растений.
Экскурсия.
Беседа. Практическая работа.
Устные ответы.
46-48 Широкая масленица. Игры на свежем воздухе. Устные ответы. Игра.
49-51 Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров. Экскурсия. Практическая работа. Устные ответы. Игра.
52-54 Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». Исследовательская работа. Устные ответы. Исследовательская работа.
55-56 Заповедники и заказники Прикамья.
Заповедник Чайковского района.
Беседа по теме. Устные ответы. Тест.
57-58 Экскурсия в музей Космонавтики МОУ СОШ №4. Мой город в истории освоении космоса. Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. Устные ответы. Рисунок.
59-61 День птиц. Акция «Синичник».  Практическая деятельность по созданию синичника. Устные ответы. Творческий отчет.
62-63 Реки Прикамья. Кама — голубая дорога Прикамья. Практическая  работа с картой Пермского края. Определение местонахождения и названия рек края. Устные ответы. Тест.
64-65 Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Экскурсия в краеведческий музей. Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа. Устные ответы. Творческий отчет.
66-68 Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. Устные ответы. Творческий отчет. Итоговый тест.

5. Знания и умения  учащихся в конце 3-го года обучения

Знать: Уметь:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную.
Знать символику своей школы. Составлять устный рассказ о своей школе.
Названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города. Составлять план-схему своего двора.
Названия полезных ископаемых, добываемых в Пермском крае, их использование и свойства; названия растений и животных края. Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.
Символику Пермского края, названия городов, рек и др. объектов; символику родног