Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Авторская программа в начальной школе "Краеведение"

  • Иванова Елена Васильевна, учитель начальных классов, руководитель городской проблемной группы "Образовательная картография"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  •  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

3. Особенности программы.

 Курс рассчитан на 3 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

    4. Содержание программы Тематический план на третий год обучения

№ п/п Тема Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения Отслеживание результатов
1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Правила безопасного поведения на занятиях.  Беседа. Игра.         Устные ответы. Игра.
2 Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе. Правила безопасного поведения в походе.  Беседа.
Игра.
Устные ответы. Игра.
3-4 Однодневный  туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе.   Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудняется – рисунок.
5-6 Моя семья. Семейные традиции.   Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет. Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет.
7-8 Бабушки и дедушки. Родословная. Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа. Устные ответы. Схема родословной своей семьи.
9 Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Устные ответы. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.
10-11 Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. Устные ответы. Тест.
12-13 Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Беседа. Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана. Устные ответы. Творческий отчет.
14 Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Устные ответы.
15-16 Мой город. Из истории образования города. Воткинская ГЭС. Экскурсия на ГЭС. Беседа. Наблюдения. Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу.
17-18 Промышленные предприятия города. Заочная экскурсия по городу. Фронтальная беседа.
19 Мой край на карте страны. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Устные ответы.
20-22 Народы Прикамья. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах. Устные ответы. Творческий отчет.
23-24 С днем рождения Пермский край! Мой вклад в дело процветания края. Игра-викторина. Работа,  в группах, в парах. Устные ответы. Игра-викторина.
Творческий отчет.
25-28 Однодневный поход «Зимние забавы». Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Устные ответы. Игра.
29-31 Удивительная природа. Растительный мир Прикамья. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме. Устные ответы. Игра. Рисунок.
Тест.
32-33 Животный мир Прикамья.
34-37 Творчество писателей Прикамья.
38-40 Экскурсия на СЮН. Экскурсия. Беседа. Наблюдения. Устные ответы.
41-43 Красная книга Прикамья. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Беседа. Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Сообщения. Устные ответы. Творческий отчет. Тест.
44-45 Экскурсия в Зеленое хозяйство города.
Выгонка декоративных растений.
Экскурсия.
Беседа. Практическая работа.
Устные ответы.
46-48 Широкая масленица. Игры на свежем воздухе. Устные ответы. Игра.
49-51 Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров. Экскурсия. Практическая работа. Устные ответы. Игра.
52-54 Конкурс исследовательских работ «Юный краевед». Исследовательская работа. Устные ответы. Исследовательская работа.
55-56 Заповедники и заказники Прикамья.
Заповедник Чайковского района.
Беседа по теме. Устные ответы. Тест.
57-58 Экскурсия в музей Космонавтики МОУ СОШ №4. Мой город в истории освоении космоса. Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме. Устные ответы. Рисунок.
59-61 День птиц. Акция «Синичник».  Практическая деятельность по созданию синичника. Устные ответы. Творческий отчет.
62-63 Реки Прикамья. Кама — голубая дорога Прикамья. Практическая  работа с картой Пермского края. Определение местонахождения и названия рек края. Устные ответы. Тест.
64-65 Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Экскурсия в краеведческий музей. Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа. Устные ответы. Творческий отчет.
66-68 Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края. Устные ответы. Творческий отчет. Итоговый тест.

5. Знания и умения  учащихся в конце 3-го года обучения

Знать: Уметь:
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. Составлять родословную.
Знать символику своей школы. Составлять устный рассказ о своей школе.
Названия улиц, культурных центров, памятных мест, промышленных предприятий города. Составлять план-схему своего двора.
Названия полезных ископаемых, добываемых в Пермском крае, их использование и свойства; названия растений и животных края. Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.
Символику Пермского края, названия городов, рек и др. объектов; символику родного города. Находить на карте России границы Пермского края, находить на карте Пермского края столицу края, родной город, реку Каму, Воткинскую ГЭС, др. объекты.
Национальный состав Пермского края,  легенды края, обычаи предков, игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Пересказать легенды края; провести игру.

6. План-конспект  занятия:  День рождения Пермского края. Игра по станциям с использованием мультимедийной презентации.

Цель: Обобщение и систематизация знаний о родном крае.

Задачи:

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего города, края.
  • Воспитание патриотических чувств, чувства любви и гордости за свою малую родину.

Ход игры-путешествия

Станция  историко-географическая (слайды 2, 3).

Рассказу учителя сопутствует работа с кар