Формирование у дошкольников социально-эмоциональной сферы личности

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало. Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания. По мнению А.Н Леонтьева – «умные эмоции следует формировать, корректируя недостатки эмоциональной сферы.

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться. Её необходимо развивать!

А Л.С. Выгодский и А.В. Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Излишняя интеллектулизация и логизация в воспитании приводит, по словам Л.С Выгодского к феномену «засушенного сердца» (отсутствие чувства). А это, я думаю, крайне нежелательно как для общества, так и для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок не участвовал в «обесчувствовании» жизни, ее технологизации. А как же в реальной жизни?

Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Наша задача – педагога, взрослого помочь ребенку - дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.

Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.

Свою деятельность по реализации развития и коррекции социально-эмоциональной сферы ребенка – дошкольника выстраиваю по направлениям, используя инновационные и традиционные формы работы.

Направления и формы работы с дошкольника по формированию социально-эмоциональной сферы

(Реализация коррекции и развития в специально организованных занятиях)

Предлагаю два конспекта занятий по формированию социально-эмоциональной сферы из своего опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие №1. Тема: «Поможем котенку»

Цели: Развитие социально-эмоциональной сферы ребенка. Формирование умений и навыков адекватного поведения в обществе, способствующего подготовке его к жизни.

Задачи:

  • Развитие внимания и памяти;
  • Развитие выразительности движений;
  • Развитие и активизация словаря;
  • Учить адекватно реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Способствовать формированию положительных черт характера (внимательность и взаимопомощь к другим).

Оборудование:

  • Игрушка – кукла;
  • Мягкая игрушка «котенок»;
  • Цветные листочки (лепестки);
  • Аудиозапись о дружбе.

Ход занятия

1. Приветствие гостей, друг друга.

Игрушка котенок – он грустит, потерялся.

Скажите, какое у него настроение? Покажите.

Как можно помочь котенку? (помочь найти дорогу, чтоб вернуться домой).

Давайте проводим! Но в дороге нужно быть очень внимательными. Предлагаю детям проверить насколько мы внимательны.

2. Игра на внимание: кто самый высокий?

Кто самый низкий? И т.д.

А вот еще одно задание: внимательно ли мы слушаем?

3. Игра «Запрещенные движения» и команда руки на пояс.

Вы хорошо справились с заданием, тогда в путь. Но что это? Впереди болото. Придется переходить по кочкам. А вот и полянка, на которой резвятся лягушата. Они весело играют друг с другом, прыгают, дразнятся. Вдруг услышали что-то, испугались, сжались в комочек, замерли. Они увидели цаплю, которая двигается гордо, высоко подняв голову. Как будто никого не замечая. Она высматривает добычу.

-Покажите, дети, как двигается цапля.

Ну что ж, нам пора идти дальше. Подошли к лесу, смотрите, медведь сквозь кусты пробирается к реке.

-Давайте покажем, как он это делает.

Но вот он подошел к воде и начал хлопать по воде так, что брызги разлетаются во все стороны. Так увлекся. Что никого не замечает.

-Покажите, как он это делает.

Ребята, а что же мы будем делать? Как нам перебраться через речку?

-Подумайте и предложите.

Очень хорошие предложения. Давайте так и сделаем. Каждый переберется через реку так, как ему нравится. (Перебираются на другой берег). Ну, вот теперь можно и отдохнуть. Вы молодцы, смелые, ничего не испугались и помогали друг другу.

-Покажите, какие вы молодцы!

(жмут руку друг другу, обнимают). А еще можно показать, подняв большой палец вверх.

Ребята, скажите, а если бы кто-то упал и ушибся, что бы вы сделали, как помогли?

А если бы кто-то не смог идти дальше?

Да, настоящий друг никогда не бросит в беде, всегда придет на помощь словом и делом! Посмотрите-ка, котенок наш замурлыкал, закрутил хвостиком, обрадовался, он увидел свою хозяйку.

-Давайте покажем, как котенок встретился со своей хозяйкой.

(работа в парах).

Пришла пора возвращаться. Давайте вспомним, какой путь нам нужно будет пройти, чтобы вернуться назад (речку, лес, поляну, болото). Вот мы и вернулись в детский сад. Мы помогли котенку. Выложи свое настроение.

-Кого похвалим и за что?

Подари теплоту своего сердца гостям.

Занятие №2. Тема: «Ты и другие»

Цель: Развивать представления о себе, своих желаниях и чувствах и отличиях от других.

Задачи:

  • Учить детей анализировать причины проявления разнообразных чувств, а также эмоционального состояния своего и сверстников;
  • Учить, по внешним признакам определять настроения и объяснять причины проявления различных эмоций.

Оборудование: зеркала по количеству детей, мяч, карточки настроений, пиктограммы эмоций.

Ход занятия

1. Приветствие – «здравствуй друг!»

2. В кругу – с мячом:

  • дидактическая игра «знакомство»;
  • Больше всего Я люблю ходить в...;
  • Больше всего Я люблю играть с...;
  • Из фруктов мне больше всего нравятся...;
  • Мне очень не нравиться когда....

З. Мы все разные (тренинг) – работа с зеркалом.

Посмотри, как меняется твоя внешность, когда ты:

  • Грустный;
  • Радостный, веселый;
  • Спокойный;
  • Сердитый;
  • И даже проявляющий злость.

Мы справились с заданиями, и мы опять веселые.

4. Игра - драматизация по стихотворению С. Маршака «Котята».

Слушайте содержание и постарайтесь передать чувства героев с помощью жестов, движений, мимики.

Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не спросив при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в декабре.
Два маленьких котенка замерзли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.
Носы уткнули в лапы, и стали ждать конца.

Скажите, как котята чувствовали себя зимой на улице. Покажите.

Было холодно, очень холодно. Как можно показать это чувство.

Какие чувства вызвали у вас замерзающие котята?  (Жалость, сострадание, желание помочь, спасти, согреть, хочется плакать).

Как вы думаете, что было дальше? Послушайте:

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
Ну, что она спросила, – не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.

5. Покажи этюд (работа в подгруппах). Выберите и покажите фрагмент из стихотворения.

  • Хорошее настроение: котята весело играют, шалят.
  • Котята наказаны. Им грустно, обидно.
  • Котята опять в тепле. Они спокойны.

Дети оценивают выступление групп.

Кто готов работать дальше? Я готова работать дальше.

6. Рассматривание карточек с изображением детей, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния. Задание: разложить картинки в той последовательности как менялось настроение котят. (Взаимопроверка).

7. Что ты пожелаешь котятам? (с помощью мяча).

8. Пожелание всем жителям планеты Земля.

Литература:

  1. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. М., Педагогика, 1986.
  2. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь. М., Педагогика, 1995.
  3. Кошелева А.П. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Просвещение, 1995.