Урок русского языка в 4-м классе по теме "Множественное число имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Множественное число имён существительных.

Цель: Совершенствовать навык определения числа имён существительных.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

– Ребята, давайте вместе с вами составим план, по которому будем работать.

– Как вы считаете, с какого этапа нужно начать урок? (Запись числа)

2. Минутка чистописания

– Прочитайте слова: Игорь, ягода, класс, коньки.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква не обозначает звука.

– Где в словах может стоять мягкий знак?

– Напишите эту букву.

– Вернёмся к написанным словам.

– Какой частью речи являются эти слова?

– Что мы знаем об имени существительном?

3. Сообщение темы

Тема сегодняшнего урока – множественное число имён существительных.
Будем учиться отличать и изменять имена существительные по числам.

4. Словарная работа

– Прочитайте хором:

дороги
улица
берега
пассажир 
берёзы
горизонт

– По какому признаку можно разделить данные слова на 2 группы?

– Разделите данные слова на 2 группы.

– Запишите в первый столбик имена существительные единственного числа, во 2-й столбик – множественного.

– У всех ли этих слов можно определить род? А почему?

Проверка.

– Прочитайте слова, которые вы записали в 1-й столбик.

– Почему эти имена существительные единственного числа?

– Прочитайте слова 2-го столбика.

– Как же изменяются имена существительные?

(Ребёнок ищет правильно в компьютере и читает его)

5. Физминутка

– Я буду называть  существительные в единственном числе и во множественном числе.
Если я произношу имена существительные в единственном числе – вы хлопаете, если назову имена существительные во множественном числе – вы топаете: машина, книги, сады, букет, город, дома, парта, карандаши, тетрадь, школ, цветок.

– На уроке мы нашли и прочитали правило в компьютере. Но дома у вас нет компьютера, где вы можете найти это правило?

6. Работа по учебнику

– Прочитайте правило хором, запомните это правило.

– Выполняем упражнение 242.

– Прочитайте всё задание.

– Какое задание нужно выполнить?

– С чего начнём выполнять задание?

– Что будем делать затем?

– Выполним это задание с комментированием цепочкой.

– Придумайте свой пример имени существительного в Именительном падеже множественного числа. И напишите его в тетрадь.

– Прочитайте своё слово.

– Какие окончания имеют имена существительные в Именительном падеже множественного числа?

7. Работа с пословицей

– Ребята, давайте немного отвлечёмся и отдохнём.

– Есть русская пословица. Прочитайте её. Жизнь одна на добрые дела.

– Как понимаете эту пословицу?

– Ребята, а вы умеете делать добро?

– Какое доброе дело мы сделали с вами в пятницу на классном часе?

– Вы шли сегодня в школу и, случайно не обратили внимание на кормушки, которые мы с вами сделали? Были ли там птички?

– Составьте устно предложение о том, кого или что вы делали, идя в школу. (Ответы детей.)

– Давайте запишем предложение, которое вам больше всего понравилось.

– Разберите это предложение по членам.

– Определите, в каком числе употреблены имена существительные в этом предложении.

Проверка.

8. Работа с компьютером

– А сейчас давайте проверим, как вы поняли тему урока.

– Поработаем с компьютером и со словами, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте карточки со словами. Нужно распределить имена существительные в две группы по числам: в 1-й столбик имена существительные множественного числа, во 2-й столбик – имена существительные единственного числа.

– Такое же задание будете выполнять в компьютере цепочкой по два слова.

– А сейчас осуществим проверку имён существительных множественного числа.

– Я зачитаю имена существительные множественного числа, а вы найдите их на карточках и отложите в сторону.

– Почему компьютер подчеркнул некоторые слова красным цветом?

– Давайте исправим ошибку.

– Поднимите руку, у кого в столбике, где располагались имена существительные множественного числа, не осталось ни одного слова. Значит вы выполнили задание правильно.

– У кого остались слова? Какие?

9. Итог

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

– Посмотрите на наш план урока. Всё ли мы успели сделать?

– Выставление отметок.

10. Домашнее задание

– На этой неделе у нас в школе происходит «Неделя добра». Мы с вами уже сделали доброе дело, но каждый из вас дома тоже делает добрые дела и поэтому домашнее задание по вашему выбору: составить предложение, рассказ, сочинить стихотворение или нарисовать рисунок о своих добрых делах.