Блочно-модульный урок по теме "Арены"

Разделы: Химия


УЭ-0 Цели изучения модуля

Интегрирующая цель изучив содержание данного модуля вы сформируете представление об ароматических углеводородах; рассмотрите причинно-следственную зависимость между составом, свойствами и применением; будите знать строение бензола, физические и химические свойства его.

УЭ-1 Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля; переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

Вариант 1

Диеновые углеводороды имеют общую формулу:

а) CnH2n+2
б) CnH2n
в) CnH2n-2
г) CnHn

2. Укажите тип гибридизации атомов углерода (слева на право) в алкадиене, формула которого CH2=C=CH-CH3

а) sp2,sp,sp2,sp
б) sp,sp2,sp2,sp3

3. для алкадиенов наиболее характерны реакции:

а) замещение
б) присоединение
в) обмен
г) изомеризация.

4. Бензол получается из ацетилена по реакции

а) димеризации,
б) тримеризации,
в) окисления,
г) гидратации.

5. Негибридные обитали участвуют в образовании……. . ? (пи)- связей

а) одной,
б) двух,
в) трех.

Вариант 2

Общую формулу CnH2n-2 имеют:

а) алканы,
б) алкадиены,
в) циклоалкены,
г) все перечисленные ответы верны.

2. Кратные связи в диене СН2= СН-СН=СН2 называют:

а) куммулирорванными;
б) изолированными;
в) сопряженными

3. 1,4- направление присоединения характерно для:

а) алкадиенов с сопряженными двойными связями;
б) алкинов;
в) алкадиенов с изолированными двойными связями.

4. Из ацетилена реакцией тримиризации получается:

а) алкен;
б) бензол;
в) спирт,

5. Угол между осями гибридных орбиталей у алкадиенов составляет ……. .

а) 109о28
б) 120о
в)180о

Самоконтроль и самооценка

Осуществите самоконтроль, выполнив тестовое задание Ответы:
1.

2.

3….

а) б) в) г)
Ответ: 1___;2____; 3_____; 4______; 5____ . Подсчитайте рейтинговый балл для самооценки: 5 ответов “5”, 4-“4”, 3-“3”,

Ответы:

В1 в,а,б,б,б.

В2 б,в,а,б,б.

УЭ-2 Организация восприятия материала

Цель, познакомить учащихся с историей открытия ароматических углеводородов.

Впервые это вещество описал немецкий химик Иоганн Глауберг 1649 г. В результате перегонки каменноугольной смолы. Но ни название вещество не получило, ни состав его не был известен. Поэтому второе свой рождение бензол получил благодаря работам выдающегося ученого физика химика Майкла Фарадея.

В начале XIX в. на улицах больших городов – Лондона, Петербурга, Берлина – появилось газовое освещение. В специальных фонарях горел светильный газ, получаемый из китового и трескового жира. Газ хранился в железных баллонах под давлением 30 атм. Зимой яркость свечения уменьшалась, а в баллонах образовывался жидкий конденсат. Именно из такого конденсата Фарадей получил в 1825г углеводород .

Девять лет спустя то же вещество получил Э. Мичерлих путем нагревания бензоцной кислоты с гидроксидом кальция. Название нового вещества несколько раз менялось. Фарадей назвал его”” карбюрированный водород”, Митчерлих – бензилом. В 18837г. Лоран обнаружил его в светильном газе и назвал фен (греч. – освещать).

Предположите о каком веществе идет речь?

УЭ-2 Что знать Что уметь Вопросы для самоконтроля Источник
Строении, состав номенклатураи изомерия Аренов. - тип гибридиза-ции электрон-ных орбиталей атомов углерода в молекуле;

- общую формулу аренов;

- составления названия аренов.

- на основе строения молекулы предсказы-вать свойства вещества;

- составлять формулы аренов по названию вещества;

- давать названия веществам по их формулам.

1. Назовите простейших ароматический УВ, приведите его молекулярную формулу (приложение 1).

2. Какие структурные формулы приемлемы для изображения молекулы бензола?

3. Опишите электронное строение молекулы бензола.

4. Охарактеризуйте пространственное строение молекулы бензола.

5. Что такое “бензольное кольцо” ?

6. Какая связь называется ароматической?

7. Какой вид изомерии характерен ароматическим углеводородам? Приведите примеры двух гомологов бензола.

8. Дайте названия дизамешенными производными бензола? (по алгоритму)

9. Расскажите об использовании терминов орто-, мета- и пара- для обозначения, взаимного расположения заместителей в дизамещённых производных бензола.

Стр.

121(слайд)

Стр.

122

Стр.

123

Физические свойства - физические свойства Аренов, их зависимость от состава и строения веществ. - предсказать свойства веществ по их составу; 1. Дайте характеристику физических свойстив аренов.

а) по отношению к воде;
б) агрегатное состояние, запах;
в) температура кипения, температура плавления;
г) дайте определение понятию экстракции.

Стр. 124
Химические свойства аренов - типы химических реакций, характер-ных для аренов - составлять уравнения реакции, отражающих химические свойства аренов 1. Какой тип реакции наиболее характерен для ароматических углеводородов?

2. Какие фарты свидетельствуют о непредельном характере бензола?

3. Какие свойства сближают бензол с предельными углеводородами?

В чем причина несоответствия молекулярной формулы бензола и его химических свойств.

4. Найдите сходства и отличия между процессами дегидрирования циклоалканов и ароматизации алканов.

5. Почему в результате реакции галогенирования и нитрования бензола образуется один продукт, а у толуола – смесь двух изомеров.

6. Напишите уравнения реакции гидрирования толуола и хлорирования бензола? Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения.

7. В отличие от бензола его гомологи окисляются раствором марганцовки при нагревании. Какие продукты получаются при окислении толуола?

8. Качественной реакцией на арены является?

9. Напишите уравнения реакций алкилирования бензола бромэтаном. Укажите катализатор.

Стр. 126.

Стр. 126

 

 

Стр. 126.

Стр. 126.

 

Стр. 127.

 

Стр. 134.

 

Стр. 127.

УЭ-4. Рефлексия.

Цель:

Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, на сколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работы на уроке и сделайте вывод. Сдайте тетрадь на проверку.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи
Человек рождается на свет…
Для чего?
Ищите свой ответ.

С каким настроением вы уходите с урока. Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение).