Урок-презентация по литературе в 11-м классе "Ветер свободы". Творчество поэтов времени "оттепели"

Разделы: Литература


Цели: познакомить учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели».

Задачи:

  • создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэтов;
  • развивать креативные способности учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, магнитофон. 

ХОД УРОКА

Проецируются фотографии поэтов. Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы  «Давайте восклицать».

Вступительное слово учителя. Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава – поэты – «шестидесятники». Они начали свой литературный  путь во времена хрущевской «оттепели», которая пришлась на конец 50-х начало 60-х годов. Поэзия этих лет могла ответить на духовные и эстетические запросы читателей и вызывала их живой интерес. Это было связано с начавшимися изменениями в стране в связи с решениями 20 съезда компартии о «культе личности». Люди пытались переосмыслить  прошлое, оценить настоящее, и поэзия  стала кратчайшим путем к сердцу читателя.
Молодые поэты живо откликнулись  на перемены в жизни страны, общества. Их голоса уверенно зазвучали на поэтических вечерах, встречах,  концертах – поэзия становилась трибуной общественного сознания, мнения. Толпы людей стекались на стадионы, в концертные залы, дома культуры, чтобы послушать стихи молодых поэтов, в которых  понимались проблемы активного  отношения к жизни, ее совершенствования,  ответственности перед временем и человеком.

Во время сообщения проецируется презентация об Е. Евтушенко.

Ученик 1. Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором  сочетались артистизм и большая трудоспособность. Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал  одним из первых, кто осознал себя поэтом  нового поколения. Детство людей его сверстников прошло в грозные годы войны, и память о Великой Отечественной войне навсегда вошла в его сознание. Это стихотворения «Армия», «Настя Карпова», «Бабий Яр». Глубокая скорбь  звучит в словах поэта:

Чтец.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
Над тысячами тысяч погребенных.
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!

Ученик 2. Стихотворения о войне, но это еще и о  судьбах людей. Так в «Итальянских слезах»  рассказывается о девятнадцатилетнем  русском пареньке Иване, который в тяжелых боях под Смоленском попал в плен и был отправлен в Италию. Подняв восстание, пленные ушли в партизаны и воевали против фашистов до победы. Это было интернациональное братство.

Чтец.

Были там и рабочие парни,
и крестьяне – все дрались на ять.
Был священник – по-ихнему «падре»,
так что бога я стал уважать.
Мы делили затяжки и пули,
и любой сокровенный секрет,
и порою, ей-богу, я путал,
кто был русский в отряде, кто нет.

Чтец. Были общие слезы радости, слезы победы, и, казалось бы, счастливое возвращение на родину, в Россию. Но судьба бывшего военнопленного была  уже решена: снова тюрьма, но уже отечественная.

Гладиолусами нас не встречали,
а встречали, браток, при штыках.
По-немецки овчарки рычали
на отечественных поводках.

Эта трагическая страница нашей истории, вопиющая несправедливость к тем, кто на кровавых дорогах войны угодил в плен.

Чтец.

И куда ты негаданно делась
в нашей собственной кровной стране
партизанская прежняя смелость –
или, может, приснилась во сне?

Ученик 1. Стихотворение проникнуто страстным  чувством интернационализма, верой в  великое братство людей, болью за судьбу  незаслуженно наказанных людей и верой в справедливость.
Тебя помнит Италия, Ваня, и запомнит Россия…
Острые гражданские проблемы поднимает поэт в таких стихотворениях, как «Наследник Сталина», «Хотят ли русские войны?». Эти проблемы были очень актуальны в то время: ведь только прозвучали с трибуны съезда партии слова о культе личности Сталина и его последствии.

И я обращаюсь к правительству нашему
с просьбою: удвоить, утроить у этой плиты караул,
чтоб Сталин не встал и со Сталиным – прошлое.

Ученик 2. В период «холодной войны», когда Европу  пугали опасностью со стороны Советского Союза, появилось стихотворение «Хотят ли русские войны?». Вскоре оно стало песней, даже можно сказать гимном  миру.

Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю горькую свою…

Ученик 1. Поэт часто ездит по стране, наблюдает, старается быть в курсе всех событий. Многое из увиденного вызывает у него, поэта-гражданина, гнев. Так  появляется его знаменитая «Баллада о браконьерстве» в 1963 году, в которой звучит гнев против хищнического  отношения к природе. «Образцовый»  председатель «передовой» рыболовецкой артели уничтожает рыбную молодь ради плана  и наград. Боль слышится и в «Балладе о нерпах», которых убивают  ради экспорта шкурок за валюту.

Нерпы плачут, нерпы плачут
и детей под брюхо прячут…
Нерпы, нерпы, мы вас любим,
но дубинами вас лупим,
ибо требует страна.

Эти же мотивы звучат в стихотворении «Глухариный ток».

Ученик 2. Значительное место в поэзии Евтушенко  занимает тема природы. В ней он находит гармонию, красоту. Не обошел он вниманием и тему поэта и поэзии, причиной этому стала  трагическая судьба крупнейших литераторов старшего поколения: А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, С. Есенина.

Чтец.

Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Эти строчки написаны им в 1964 году. А в своей «Молитве перед поэмой» он обращается к великим русским поэтам за советом и помощью, преклоняясь перед ними за то, что «глаголом жгли сердца людей».

Ученик 1. Тема природы занимает значительное место в лирике Евтушенко, в ней он видит красоту и гармонию. (Стихотворение «Совершенство» 1963 г., «Карликовые березы»). Природу  он воспринимает  всем своим существом, с нею у поэта полный контакт и понимание.

Ученик 2. Немало проникновенных стихов и в интимной лирике. Любовь осознается поэтом как светлое чувство. («Заклинание» 1960 г., «Любимая спи…» 1964 г.).

Чтец.

Любимая, спи…
мы на шаре земном,
свирепо летящем,
грозящем взорваться, –
и надо обняться,
чтоб вниз не сорваться,
а если сорваться –
сорваться вдвоем.

Ученик 1. Лирический герой его поэзии – типичный  герой эпохи 60-х годов, романтик с обостренным отношением к действительности, пытающийся разобраться в жизни и в себе. Характер героя сложный,  противоречивый. Он создал обобщенный  портрет молодого современника «оттепели». В «Прологе» (1955 г.) герой как бы исповедуется.

Чтец.

Я разный –
я натруженный и праздный.
Я целе –
и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный
застенчивый и наглый,
злой и добрый.

Ученик 2. Евтушенко всегда чутко относился  к человеку, его душевному миру, его судьбе. Поэта интересовала повседневная жизнь людей малоприметных, занятых обычным делом.

Я жаден до людей, и жаден все лютей.
Я жаден до портных, министров и уборщиц,
до слез и смеха их, величий и убожеств.

В стихотворении «Людей неинтересных в мире нет… (1961 г.) он сравнивает  судьбу человека с историей планеты, тем самым утверждая ценность и неповторимость каждой человеческой жизни.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Против равнодушия к людям направлено  стихотворение «Граждане, послушайте меня…» (1963 г.) «Страшно, если слушать не желают», – с горечью восклицает поэт.

Ученик 1. Героями его стихотворений являются простые люди:  труженики, студенты, охотники, рыбаки, пахари, шоферы, художники, дворники, геологи, солдаты, домохозяйки – словом, вся Россия.
И через все творчество Евтушенко проходит тема родины, России.

А я люблю Россию
всею кровью, хребтом –
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку и ее стариков.

Он верит в бессмертие России, а значит и в свое.

Но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Ученик 2. В поэзии Евтушенко преобладали произведения эпических и публицистических жанров: баллада, монолог-исповедь, лирический портрет, зарисовка впечатлений. А также в его стихах нашли  отражение традиции русской классической поэзии. Своими учителями он считал Некрасова, Есенина, Маяковского. Лексика его стихов народно-разговорная, проста, конкретна и достоверна.

Звучит аудиозапись песни «Родина» на стихи Е. Евтушенко, музыка Б. Терентьева. Во время сообщения проецируется презентация об А. Вознесенском.

Учитель. Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х годов у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная  груша», «Антимиры». Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы.  Стихи  сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием (элегия, баллада, лирический монолог, драматическая поэма, любовная исповедь, диалог, пейзажная картина, сатирический портрет, репортаж). Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объемами, плоскостями, это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи.

Ученик 3. Его поэзия, прежде всего, была обращена к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда. Но и у широкой публики она имела успех. Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта, сочетанием различных  социально-речевых стилей. Все это привлекало всеобщее внимание.
Лирический герой его обладал высоким  чувством ответственности за все происходящее в мире. Четко просматривается  позиция самого автора, глубокое личностное выражение и в одном произведении могут быть сразу несколько тем. Вот поэтому его творения невозможно распределить по традиционным темам (природа, любовь, история и др.).

Ученик 4. Главное место в творчестве Вознесенского  занимала тема искусства, которое вечно, так как в нем живет характер народа, его идеалы. В поэме «Мастера» (1959 г.) автор делит мир на «художников» (творцов) и «варваров» (разрушителей).
Тему искусства он связывает с темой труда. Только творчество и труд могут спасти человека, вдохновить его.
В «Балладе о работе» поэт обращается к фигуре Петра Великого к тому периоду, когда русский царь жил в Голландии и учился корабельному делу. Работа  простым рабочим возвышает Петра, дает  ему радость.

Чтец.

Бьет пот,
превращающий на века
Художника – в бога, царя – в мужика.
Труду современников посвящен «Репортаж с открытия ГЭС»
И сверкают, как слитки,
Лица крепких ребят
Белозубой улыбкой в миллиард киловатт.

Ученик 3. Вознесенский с завистью мастера всматривается в архитектурные сооружения века.  Аэропорт он называет своим автопортретом. Но в то же время он переживает,  что прогресс безжалостно наступает на природу, истребляет животных, человека превращает в робота. В поэме «Оза» (1964г.) он утверждает:
Все прогрессы – реакционны, если рушится человек.
Конечно, он понимает, что нельзя  исключить из жизни людей новые достижения науки и техники. Он восхищается  «Ночным аэропортом в Нью-Йорке» (1962). Он посетил Америку год назад и был  покорен «ретортой неона», отблесками «дюралевых витражей».

Ученик 4. Большое место в творчестве Вознесенского  занимает тема любви, женской красоты, судьбы. В «Монологе Мерлин Монро» (1963г.) он  не может примириться ни с трагической  гибелью актрисы, ни с продюсерами, делающими на таланте, на искусстве большой бизнес, ни с оскорблением самого имени «женщина», ее чистоты, нежности:

… невыносимо, когда раздеты
во всех афишах во всех газетах,
забыв, что сердце есть посередке,
в тебя завертывают селедки,
лицо измято, глаза разорваны…

Слово «невыносимо» повторяется несколько раз, этим подчеркивается необыкновенная чуткость к страданию, к женской боли, к унижению в женщине человеческого достоинства. В дальнейшем он напишет еще стихотворения, в которых покажет драму женщины, не нашедшей счастья, о драме первой любви («Осень», «Первый лед»). Одно из самых проникновенных произведений  о любви стихотворение «Осень в Сигулде» (1961г.). В лирике Вознесенского любовь это величайшее чудо, слияние мыслей, желаний, душ. Прекрасный женский лик у него связан с  образом России.

Ученик 3. В поэзии Вознесенского много места отводится природе. Его любимое время года – осень. Отношения человека и природы носят драматический характер, потому что, уничтожая  ее, человек подвергает опасности свое будущее, губит и убивает в себе лучшее. Страданием, болью о живом существе пронизано стихотворение «Охота на зайца» (1963)

Он лежал посреди страны,
он лежал, трепыхаясь слева,
словно серое сердце леса, тишины.

Тоску по тишине, как состояние любви, мира, покоя поэт выразил в стихотворении «Тишины!»

Ученик 4. Поэзия Вознесенского метафорична, метафоры, а также сравнения – важные элементы его стихотворений. Метафоры необычны, парадоксальны. Например, в стихотворении «Торгуют арбузами» (1956) есть такие строчки: «И так же весело и свойски, как  те арбузы у ворот, земля мотается в авоське меридианов и широт!».  Или: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир». («Антимиры», 1961 г.)    Все это порождает и чувства и мысли. Особенно  многозначна метафора в стихотворении «Параболическая баллада» (1959 г.)

Чтец.

Судьба, как ракета, летит по параболе 
обычно – во мраке и реже – по радуге…
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство, любовь и история –
по параболической траектории!

Звучит аудиозапись песни «Севернее всех»  на стихи А. Вознесенского, музыка А. Пахмутовой. Во время сообщения проецируется презентация о Б. Окуджава.

Учитель. К периоду «оттепели» восходит и раннее творчество Булата Окуджавы, работавшего в жанре авторской песни. Его песни разу вошли в жизнь россиян и надолго. Вместе с его песнями появились необычные слова и  словосочетания: «часовые любви», «ситцевые женщины», «мои кредиторы – молчаливые Вера, Надежда, Любовь…». Совершенно непривычно звучало сказанное о недавней войне слово «подлая».

Ах, война, что ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На дорогах едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Ученик 5. Булату Окуджавы было 18 лет, когда он  ушел на фронт, сам еще в сущности один  из мальчиков, о которых он потом напишет. Он прошел всю войну, был ранен, контужен,  но остался жив, поэтому одной из главных  тем его творчества стала тема войны, подвига советского народа.  Герой его одноименного стихотворения Ленька Королев – вожак арбатских пацанов предвоенного времени, не отличался примерным поведением, но когда пришла беда, когда немцы стояли под Москвой, он, Ленька, по прозвищу Король, «сдвинул шапку, как корону, и ушел на войну».  Ленька погиб, защищая столицу, но память о нем  живет в сердцах арбатских мальчишек.

Ученик 6. А в 70-е годы появилась одна из самых знаменитых его песен – «Мы за ценой не постоим». Эта песня прозвучала в кинофильме «Белорусский вокзал».

Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех, мы за ценой не постоим…

Ученик 5. Окуджава жил и работал в Москве, которую  очень любил и посвятил любимому городу  несколько песен. Сам он так говорил: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь…»  И он пишет «Полночный троллейбус», а позднее «Арбат, мой Арбат».

Ученик 6. Тема многих его стихов-песен – любовь. Он решил воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. И появилась песня «Ваше Величество женщина».

Звучит песня «Ваше Величество женщина».

Ученик 5. В конце 50х годов были написаны песни о  «комиссарах в пыльных шлемах», это «О чем  ты успел подумать, отец,  расстрелянный мой» и «Песенка о голубом шарике».

Чтец. 

Его расстреляли на майском рассвете,
И вот он уже далеко.
Все те же леса, водопады, дороги и запах акаций острый.  
И кто-то же кричал: «Не убий!» – одинокий…
И в это поверить легко.

Ученик 6. Поэт мечтал написать такую песню «чтобы  друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» И в 1962 году появилась такая песня  – «Песенка старого шарманщика», в которой сочетается шутливая  маскарадность с серьезным разговором о судьбе художника.

Ученик 5. Окуджава не мог забыть трагедию своей семьи, его отец, видный партийный работник был арестован в 1937 году и вскоре расстрелян, мать сослана в один из карагандинских лагерей, с ней он встретился через 10 лет, а его тринадцатилетнего подростка,  спрятали родственники, чтобы спасти  от детского дома, куда отправляли детей «врагов народа». Страшное время несправедливых обвинений прошло, но память о нем осталась в стихотворении «Письмо к маме».

Чтец.

Ты сидишь на нарах посреди Москвы,
Голова кружится от слепой тоски,
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.

Ученик 6. Поэт Окуджава писал о простых истинах: о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии – и делал это мягко, деликатно, с дружеской улыбкой, а иногда с легкой горечью и грустью. Необычны и привлекательны названия его  песен: «Возьмемся за руки, друзья!», «До свидания, мальчики!», «Давайте понимать друг друга с полуслова!» и др. Все они близки и дороги тем, кто ценит подлинное человеческое общение. Его песни добры, мужественны, красивы.

Звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы « Не запирайте вашу дверь». Проецируется фотография поэтов.

Заключительное слово учителя. Наша страна и сегодня переживает ситуацию, во многом напоминающую времена «оттепели». Это сказывается в открытости и свободе, в настроении людей, которые ищут, как и в те годы, справедливость. Читая Евтушенко, Вознесенского, Окуджаву, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее. Критик Акимов пишет в статье «Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней»: «Несомненна наивность шестидесятников; корни их неглубоки и питались нередко от утопических иллюзий минувшей эпохи. Но неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: это было  первое поколение в  истории России,  которое во всеуслышание заявило о  ценностях внутренней свободы  личности, о праве на искренность, праве на себя».

Литература:

Алексеева Л. Поколение оттепели. Издательство: Захаров. 2006.
Дериглазова Р.Х. Поэзия «новой волны». Новосибирск: НГУ 1991.
Евтушенко Е.А. Антология русской поэзии. Минск: Полифакт. 1995.

Приложение