Воспитательная программа ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом с. Воскресенское" Воскресенского муниципального района Саратовской области

Разделы: Социальная педагогика


Цель: формирование личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы.

Задачи:

  • развитие познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке;
  • подготовка воспитанников к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;
  • развитие разносторонних качеств личности ребенка: потребности в созидательном труде, в здоровом образе жизни; самодостаточности; целеустремленности и др.;
  • приобщение к культурным традициям русского народа и народов мира;
  • развитие креативности (творческого начала), коммуникативных навыков и социальной адаптированности.

Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система детского дома, направленная на духовное и физическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на создание условий для духовного развития детей, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии (развитии разума, культуры чувства, самостоятельности), поддержку процессов самовыражения их способностей, обеспечение развития педагогического и детского коллективов;
  • интегрирующую, содействующую соединению в единое целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • компенсаторную, предполагающую создание условий в детском доме для компенсации последствий различных видов депривации, которым подвергались воспитанники с рождения, а также педагогической запущенности;
  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов, на нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие;
  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника;
  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника с целью позитивного влияния на формирование его личности.

Особенностью программы “Девять шагов к успеху” является то, что основополагающим в ней выступает принцип индивидуального личностного подхода, и все виды деятельности в ней направлены на социализацию воспитанника, на формирование его личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел, опираясь на внутренние ресурсы и постоянно совершенствуясь. Программа состоит из 9 подпрограмм: семейное воспитание – “СемьЯ”, трудовое – “Самоделкин”, правовое “Закон и порядок”, историко-культурологическое “Наследие”, нравственно-этическое “Зеркало”, психологическое “Доверие”, эстетическое “Радуга”, медико-гигиеническое “Здоровье” и спортивно-оздоровительное “Юниор”.

Подпрограмма семейного воспитания “СемьЯ”

Рисунок 1

Цели и задачи:

  • формирование представления о семейных ролях;
  • приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи;
  • формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.

Тематика и основные формы работы:

Цикл: Личность, общество, семья. Семейное законодательство.

  1. Семья в зеркале науки (заповеди семейного воспитания В. А. Сухомлинского). Функции семьи. Анкетирование “Мое представление о семье”.
  2. Регистрация брака. Брачный договор. Венчание. Заседание “Круглого стола”: Как выбрать спутника жизни? Кинетический рисунок предполагаемой семьи.
  3. До и после свадьбы: семейные споры. Защита материнства и детства. Анкетирование “Конфликтная ли вы личность?”
  4. Семьи: их структура и тип. Свадьба: условия семейного счастья. “Кто в семье хозяин?”: роль в семье мужчины и женщины. Беседа-дискуссия “Распределение обязанностей в семье”.

Цикл: Супружество: наука и искусство.

  1. Искусство быть супругами: психология семейных отношений. Брейн-ринг “Люблю и ее, и себя, и будущее, и весь мир…” (Л.Н. Толстой и С.А. Толстая; А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова).
  2. Любовью дорожить умейте: психология интимного. Литературная гостиная “Чистейшей прелести чистейший образец” (А. Блок и Л. Менделеева; А. Ахматова и Н. Гумилев).
  3. Искусство быть родителями: основные начала воспитания. Викторина “Легко ли быть родителем?”.
  4. Родители и дети: союз поколений. По законам труда и морали. Театрализованное представление “Я + Мы = СемьЯ”.

Цикл: Семейные праздники.

  1. Уют в доме: полезные домашние советы. Практикум “В мастерской у Самоделкина”.
  2. Культура домашнего стола: секреты сервировки и кулинарные рецепты. Ток-шоу “Кулинарный поединок”.
  3. Мы идем в гости. Практикум “Как выбрать подарок?”.
  4. О семейной экономике. Бизнес-игра “Мы играем в семью”.

Цикл: Здоровье семьи.

  1. Духовное и физическое здоровье. Викторина “Кто ты, какой ты?”.
  2. О здоровом и рациональном питании. Инструктивное практическое занятие – “Кафе “Витаминка””.
  3. Активный отдых: что это такое? Игра-путешествие “Не за тридевять земель”.
  4. В здоровом теле – здоровый дух. Эстафета “СемьЯ”.

Подпрограмма историко-культурологического воспитания “Наследие”

Рисунок 2

Цели и задачи:

  • формирование гражданско-патриотических качеств воспитанников;
  • воспитание уважения к русским народным традициям;
  • формирование умения высказывать свое отношение к происходящим событиям, обогащать словарный запас воспитанников;
  • воспитание любви и уважения к своему краю посредством приобщения к искусству.

Тематика и основные формы работы:

Цикл: “О, Волга! Колыбель моя!”

  1. История появления украинцев и немцев на Волге. Чтение книги “Мифы древней Волги”, выставки, дидактические игры.
  2. “Красота земли родной” Творчество художников-пейзажистов: Мыльникова и Вебера, графика Кравченко. Экскурсии, выставка “Мир спасет красота”.
  3. “Застывшая музыка”. Жизнь и творчество А. Шнитке. Экскурсия, конкурс рисунков, беседа о музыкальных инструментах, игра “Угадай мелодию”.
  4. “Все дороги ведут в “Кондуит”. Творчество Л. Кассиля. Посещение Дома-музея писателя, конкурс рисунков “Страна Швамбрания”, викторины.

Цикл: “Волшебные силы природы”

  1. “Узнай меня, я рядом”. Красная книга Саратовской области, викторины, игры, решение проблемных ситуаций.
  2. “Птичьи разговоры”. Чтение рассказов В. Бианки, викторины, кроссворды, конкурс рисунков.
  3. Рыбное богатство. Викторины, дидактическая игра “Узнай меня”, конкурс рисунков, беседы, экскурсия.
  4. Лекарственные растения. Игры “Исключи лишнее”, “Узнай по запаху”, викторины.

Цикл: Русские народные традиции и обычаи

  1. “Осенины”. Театрализованные представления “В гости к Терешечке”, “Семенов день”, “Покров – натопи избу без дров”, “Кузьма и Демьян”.
  2. Рождественские колядки и новогодние песни (“овсени”). Посиделки – “пришла Коляда – отворяй ворота”, “Святочный вечерок”, театрализованное представление “Крещение”, русские народные игры “Прялица”, “Скакалка”.
  3. Масленица. Песни, русские народные игры “Горелки”, “Летят – не летят”.
  4. Театрализованные представления – Вербное воскресение, Пасха, Красная горка. Русские народные игры “Верба-вербочка”, “Заря-заряница”. Представление кукольного театра “Петрушка и солдат”.

Цикл: Народные художественные промыслы

Рисунок 3

  1. Художественная резьба и роспись по дереву (чеканка, инкрустация). Выставки “Волшебный мир дерева”, “Маленькие чудеса”.
  2. Русская народная игрушка. Конструирование кукол из соломы и ткани – “Потешная скоморошина”, “Добрым людям на заглядение”.
  3. Русское народное искусство: костюмы, женский головной убор, полотенце. Конструирование из бумаги и ткани. Выставка народного быта, народные игры.
  4. Русское народное искусство: вышивка, кружево, набойка. Выставки, конкурсы.

Подпрограмма спортивно-оздоровительного воспитания “Юниор”

Рисунок 4

Цели и задачи:

  • формирование умений и навыков по овладению основными видами движений;
  • оздоровление воспитанников;
  • формирование доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, сознательного отношения к своему здоровью;
  • способствовать всестороннему развитию воспитанников, помогать процессу их адаптации к условиям современной жизни.

Тематика и основные формы работы:

Цикл: Виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие).

  1. “Знаю, умею, научу”. Состязательные соревнования.
  2. Спортивный праздник “Первые Олимпийские игры”.
  3. Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
  4. Подвижные спортивные игры, соревнования.

Цикл: Спортивный клуб (акробатика, силовая гимнастика, аэробика)

  1. Военно-спортивный праздник.
  2. Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
  3. Эстафета “Я могу”.
  4. Подвижные спортивные игры, соревнования.

Цикл: „Вместе весело играть” (физкультурный досуг)

  1. Игра-викторина “Что? Как? Почему?”
  2. Профилактические беседы “Узнай и примени”, игры и упражнения.
  3. Подвижные спортивные игры, соревнования.
  4. Игра-путешествие “Дорога к доброму здоровью”.

 

Цикл: „Помоги себе сам” (дыхательная гимнастика, самомассаж)

  1. “Минута шалости” – снятие эмоционального и физического напряжения.
  2. “Царская осанка”. Специальный корректирующий комплекс упражнений.
  3. Профилактические беседы “Курение и спорт””, игры и упражнения.
  4. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья” (о закаливающих процедурах).

Подпрограмма медико-гигиенического воспитания “Здоровье”

Цели и задачи:

  • закрепление умений воспитанников о своём организме и умений заботиться о своём здоровье;
  • формирование здорового образа жизни;
  • профилактика вредных привычек.

Тематика и основные формы работы:

Цикл: “В здоровом теле здоровый дух”.

  1. Питание. Дидактическая игры „Приготовь обед”, составление.
  2. Закаливание. Спорт. Лекции врачей-специалистов, выпуск буклетов, конкурс „Я ль на свете всех милее”, подвижные спортивные игры, соревнования.
  3. Гигиена – это важно! „Сон в руку”, „Цветик-семицветик”.
  4. Иммунитет. Викторины, игры - „Собери помощников организма”

Цикл: Предупреждение вредных привычек.

  1. Привычка или болезнь.
    Беседа с врачом, рисование плакатов, дидактическая игра „Хорошо - плохо”,посещение центра „Здоровье”.
  2. Табак и его последствия.
    Чтение сочинения „Дневник народившегося ребёнка”, игра „Вообрази и нарисуй”
  3. „Нет” наркотикам! Обсуждение ситуаций, анкетирование, беседа-диспут, изодеятельность „Это в наших силах”.
  4. О вреде алкоголизма. Чтение басни С. Михалкова„Непьющий воротей”, беседа-диспут, конкурс рисунков и плакатов.

Цикл: Азбука для мальчиков и девочек.

  1. Половое воспитание: развитие мальчиков. Выступление специалистов, знакомство с „Энциклопедией для мальчиков”, игра на воображение „Каким я буду”.
  2. Половое воспитание: развитие девочек. Выступление специалистов, знакомство с „Энциклопедия для девочек”, игра на воображение „Какой я буду”.
  3. Дружба. Игра „Пьедестал”, совместное изготовление поделок. Моделирование ситуаций.
  4. Первая любовь. Чтение книги „Дикая собака Динго”, игра по кругу „Красивые слова”, моделирование ситуаций.

Цикл: Азы безопасности

  1. “Если случилась беда”. Служба спасения. Игра „Проверь себя”, „Ромашка”, рисование моментов.
  2. Осторожно, транспорт.
    ПДД. Кроссворды, загадки, изодеятельности, моделирование ситуаций. Театрализованное представление.
  3. Стихийные бедствия в природе.
    Моделирование ситуаций, составление и рисование плакатов, составление пазлов.
  4. Не навреди другому.

Обыгрывание жизненных ситуаций, беседы, игра „Броуновское движение”, составление мозаики.