Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы "Своеобразие художественного мира Платонова")

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Интерес обучающихся к изучению литературы не может постоянно поддерживаться внешней занимательностью отдельных приемов и форм. Познавательная активность должна формироваться на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, потребности в самоопределении и самовыражении, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Этим определено включение в контекст школьного образования технологий и методов, построенных на исследовательской деятельности обучающихся – комплексный анализ художественного текста, лингвистические и литературоведческие задания аналитического характера на основе сравнения, сопоставления, синтеза.

Художественный текст как объект анализа, безусловно, специфичен. Особенностью литературного материала является его способность инициировать развитие творческого потенциала, воображения, возможности видеть мир во всем его многообразии и великолепии, даже когда речь идет о самых привычных для нас явлениях. Художественная литература предоставляет читателю исключительную возможность познания таких сторон внутренней жизни человека, наблюдать которые в реальной ситуации просто невозможно. Она открывает бесконечное множество смыслов одного и того же понятия, обозначающее категорию внутреннего мира личности. Литературный материал эмоционально действенен. Значимость использования литературных текстов становится очевидной, если учесть исключительную роль художественного познания в общей структуре познания мира и человека. Анализ литературного материала воспитывает читателя, “который видит в художественном произведении не какой-либо объект, основанный на очевидных отношениях и призванный к тому, чтобы наслаждаться им как проявлением красоты, а тайну, которую надо исследовать, задачу, которую надо разрешить, стимул, способствующий живости воображения”[1] . Именно поэтому литературе принадлежит особая роль в решении задач развития не только интеллектуальной, рационально-логической, но и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности: эмоционально-образная составляющая включена в учебную деятельность в ходе изучения литературы не только в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, влияющего как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, персонализацией и т.д. Обращение обучающегося к литературному произведению в роли исследователя формирует у него глубоко личное, отношение к художественному тексту, внимание к детали, рождает отклик на мысли автора, учит сопоставлять, анализировать литературные явления. Постижение сложности и поливариатности эмоционального мира личности, изображенного в художественном произведении, приводит к обогащению тезауруса понятий, обозначающих эмоциональное состояние человека, облегчает формирование вербальных эталонов[2] эмоциональных состояний и чувств. В ходе такого постижения неизменно возникает “межличностное взаимодействие и общение со значимым другим, в роли которого может выступать герой литературного произведения и автор … литературного текста, “вхождение” во внутренний мир которого активизирует механизмы рефлексии, эмпатии, атрибуции и идентификации”[3]. Обозначенное взаимодействие и общение опирается на ключевые категории, выделяемые современной практической психологией: категория общения (как акт обмена информацией, акт взаимодействия), категория образа (образ мира, образ личности), категория индивид-личность (осознание самого себя, самоотношение, самочувствование, самопонимание), категория индивидуальности (осознание личностной непохожести на других, нетождественности), категория мотивации (аффективные и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к миру, самому себе – своему внутреннему миру и своему физическому телу), категория действия (идея интериоризации и экстериоризации). Итак, исследовательская деятельность в ходе урока обеспечивает глубокое погружение в литературный материал, развитие чувства интереса и исследовательской любознательности, увлеченности, желание знания и понимания, желание открытия, развитие эмоций успеха. Она формирует у обучающихся ряд качеств и умений, без которых невозможно литературное образование школьников, да и образование в целом, подразумевающее не только расширение их знаний, но и повышение культуры чувств, и углубление эстетической мысли: умение сопоставлять тексты, обнаруживая культурную традицию; умение создавать собственный вариант интерпретации художественного текста; умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную и кино- интерпретацию с авторской мыслью, с текстом оригинала; умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств и д.р.

Конспект урока-обобщения

Тема урока: Своеобразие художественного мира А. П. Платонова

Имя урока: “Жил человек на правах пожара…”

Цели:

  • обобщение и систематизация представления учащихся о своеобразии художественного мира Платонова, о месте человека в художественном мире писателя;
  • развитие речевых и аналитических навыков (речемыслительных умений) в процессе анализа художественного произведения;
  • воспитание бережного отношения к русской культурной традиции, формирование интереса к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Эпиграфы:

1) Музыкальный эпиграф – композиция А. Мисина “В центре вселенной”

2) Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть.

А. П. Платонов

3) Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное легким станет.

А. П. Платонов

Ход урока

1. Мотивационный этап. Задачи этапа: создать мотивацию к формированию у старшеклассников целостного видения основных характеристик и особенностей творчества А. П. Платонова, психологический настрой на восприятие материала урока.

Обращение к эпиграфам.

Прослушивание и обсуждение композиции А. Мисина “В центре вселенной”.

1) Прокомментируйте ассоциативный ряд, возникающий, пока вы слушаете.

2) Можно ли художественный мир А. П. Платонова назвать вселенной, почему?

Чтение и обсуждение платоновских мыслей.

3) Как вы понимаете слова “любить вселенную, которая может быть”?

4) По вашему мнению, что А. П. Платонов ставит выше сердце или разум?

2. Этап целеполагания. Задача этапа: интенсифицировать процесс освоения материала через осмысление предполагаемых способов деятельности и самостоятельное формулирование целей урока.

Слово учителя.

К. Паустовский назовет А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. Платонов прошел все перипетии нашего общества. Он человек общественной концепции, человек социума, “общинный человек”. Это представитель русской ментальности настолько, что ему свойственен и русский утопизм. Он серьезно и активно увлечен идеей социализма. Уникальность Платонова в том, что он не только унаследовал традиции русской ментальности, но и совершенно ее поменял: железная дорога до Платонова, например, урбанистический зверь, исчадие ада; у него – романтический образ сродни цветку.

Фронтальная беседа по вопросам.

1) Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества. Скажите, к каким? (Например: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чем сила и бессилие? Что такое душа и что есть сокровенное в человеке?)

2) Характерным для писателя было острое ощущение противостояния человека и Вселенной, труднопреодолимой враждебности природы и людей. Вспомним рассказы Платонова “Неизвестный цветок”, “Корова”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире” и задумаемся над вопросами: Что связывает человека с природой? Что их разобщает? Как преодолеть, по мнению Платонова, чувство сиротства в этом прекрасном и яростном мире? Как вы думаете, почему Платонов не ставит союз “но” между этими двумя эпитетами – “прекрасном”, “яростном” – почему не противопоставляет их?

3) Исходя из темы и имени урока, сформулируйте вопрос или вопросы, на которые мы должны ответить в ходе сегодняшнего разговора.

3. Анализ текста рассказа А. П. Платонова “Песчаная учительница”. Задачи этапа: обеспечить коммуникацию с автором произведения; организовать беседу-поиск текстуальных особенностей образа главной героини; расширить и углубить представления учащихся об авторском замысле; отработать навыки обоснования семиотического единства текстообразующих компонентов.

Рассказ “Песочная учительница” написан в 1926 году, он отражает некоторые черты биографии писателя, устремления его личности, его желание вобрать “весь внешний мир в свое внутреннее переживание”.

1) Анализ содержания рассказа и образа главной героини по вопросам.

Скажите, чем замечательна на ваш взгляд героиня рассказа? Как обрисована автором внешность героини в начале повествования? Как меняется ее облик далее по тексту? Почему важно проследить за изменениями в облике Марии Никифоровны? Какой представляет она жизнь? Что из ожидавшего Марию Никифоровну в поселке было тяжелее всего? Что молодая учительница считает для себя главным? Почему Мария Никифоровна могла бы “завидовать целым народом, а не школой”?

2) Формулирование и комментирование основных философских категорий, о которых идет речь в рассказе.

С чем сравнивает Платонов молодость? Почему это “самое неописуемое” время в жизни человека? Была ли готова героиня к самостоятельной жизни? Чем помогли ей родители, как воспитали? Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве автора (“Третий сын”, “Возвращение”, “Фро”, “На заре туманной юности”, “Чевенгур”). Почему Платонов выбирает для своей героини имя Мария?

3) Анализ философской категории “пустыня”.

“Превращать пустыню в живую землю” – перед нами метафора Платонова, выражающая одну из главных идей рассказа. Что подразумевает он под пустыней? Пустыня – пустота? Чего? Природы? Где? В чем? В человеческой душе? В жизни? Как взаимосвязаны эти понятия пустыня жизни, пустыня природы, пустыня человеческой души, по мнению Платонова? Можно ли, заполнив одну пустоту и преобразив одну из пустыней, заполнить как сообщающиеся сосуды другие? Что делает человека счастливым?

4) Работа с заголовком рассказа.

Дайте толкование названия рассказа. Предложите другие варианты названия (Например: “Покорительница песков”, “Пески не сдаются”, “Живой мир пустыни”).

4. Творческий практикум. Задачи этапа: отработка мыслительных операций по поиску аналогий, общих признаков, различий, то есть – сравнение, сопоставление, анализ и синтез построения художественного мира писателя; развитие эмоционального воображения учащихся; мотивация к созданию речевой ситуации.

Творческая работа в группах.

1-я группа – создание модели “Вселенная Платонова”. Старшеклассникам предлагается включить в модель философские, мировоззренческие категории, ключевые образы, метафоры-символы (человек, советский человек, семья, смерть, гармония, пустота, машина, чувство, личное, дорога, железная дорога, разум, душа, жизнь, дом, кровное родство, общественное и т. д.) как планеты составляющие художественный мир Платонова. Прокомментировать свой выбор.

2-я группа – создание личностной оценки творчества Платонова в форме синквейна. Синквейн – особая поэтическая форма определенной структуры: первая строка – словосочетание (тема), вторая – два определения, третья строка – три глагола, четвертая – простое предложение (идея) или дополнение и обстоятельство, пятая строка – сравнение, синоним или метафора-символ, содержащая оценку. Например:

Смысл жизни,

Загадочный и непонятный,

Влечет, манит, притягивает,

Каждого человека,

Словно звезда.

Синквейны предлагается создать по заданным словосочетаниям-темам: “Мир Платонова”, “Время Платонова”, “Язык Платонова”, “Герои Платонова” и по собственному варианту темы.

3-я группа – анализ и аргументированный комментарий, и выбор оценок исследователей творчества Платонова. Старшеклассникам предлагается раздаточный материал с фрагментами исследовательских работ П. Антокольского, Т. Вахитовой, А. Гуревича, В. Чалмаева:

1_) “Творчество Платонова, прежде всего, поэтично, в нем всегда есть несравненный осадок, который не поддается рассудочному и деловому анализу, и этот осадок самое дорогое”

П. Антокольский

2) “Платонов – почти единственный из советских писателей, который не изображал народ, жил внутри его”

Т. Вахитова

3) “Где бы ни скитался одинокий забытый человек, Платонов следует за ним неотступной тенью, точно боится, как бы чье-нибудь горе не умерло в неизвестности, не родив ответной скорби…”

А. Гуревич

4) “Словесное искусство Платонова…сочетало в себе и сарказм, и романтическое восприятие, тревогу и сострадание…”

В. Чалмаев

5. Этап рефлексии. Задачи этапа: сравнить полученный результат с поставленной в начале урока целью и восстановить ход рассуждений, который фиксирует способ получения результата.

1) Возвращение к обсуждению эпиграфов по вопросам. Какой из представленных эпиграфов наиболее точно отражает ответ на вопрос, который вы сформулировали вначале урока. Почему?

2) Выберите вопрос и сформулируйте ответ (раздаточный материал – карточки): Какое задание оказалось самым сложным, почему? Что мне понравилось в работе над произведениями Платонова, почему? В чем я могу согласиться Платоновым, почему?

Слово учителя.

Преодоление истинной беды, горя, созидает душу человеку и народу, а первая потребность души – сострадание. Этой глубокой потребности человеческого сердца и служат произведения А. П. Платонова. Он затрагивает самые сокровенные чувства и мысли человека, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах, и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступить именно так, а не иначе.

В центре вселенной капает кран,
Больше ни вздоха, ни эха, ни тени.
В центре вселенной странный изъян:
Из водопровода льется время.
В центре вселенной встал Человек,
Глядя в окно на далекие звезды.
Спичкой последней гаснущий век
Хочет осветить он темен воздух!

С. Патрушев

Список литературы:

  1. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с итал. А. Шурбелева – СПб.: Академический проект, 2004. – 384 с. С.34.
  2. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практ. психологов /Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 272с. С. 226.
  3. См. п.2. С. 6.