Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От тог, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.В.Крайнова и др.).

Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Аналитический обзор литературы позволил нам выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (Н.В.Бочкина, О.А.Конопкин, Л.А.Матвеева, А.К.Осницкий, Л.А.Ростовецкая и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.артемова).

Мы разделяем позицию исследователей, что самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Мы пришли к выводу о том, что проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т.В.Зенцова, Л.В.Лабашова, М.Н.Силаева, Т.И.Мышьякова, И.Б.Слито, У.В.Ульенкова) и нравственном (О.А.Акулова, Н.Г.Година, А.О.кузина, Л.Н.Пустынникова идр.). Вместе с тем, недостаточно, на наш взгляд, изучены возможности воспитания самостоятельности, как нравственно-волевого качества личности, в продуктивных видах деятельности.

Приведенные выше обоснования определили цель нашего исследования – определить оптимальные условия формирования самостоятельности детей 6 года жизни в процессе продуктивной деятельности – тестопластика.

Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей 6 года жизни в процессе занятий  по тестопластике.

Предмет исследования – содержание и методы воспитания самостоятельности.

Мы предположили, что у детей рассматриваемого возраста можно сформировать самостоятельность, как нравственно-волевого качества личности, при условии:

  • накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
  • формирование положительного отношения к деятельности – тестопластике;
  • формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности;

В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • Изучить теоретические подходы к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
  • Выявить уровни проявления самостоятельности у детей 6 года жизни;
  • Разработать и апробировать методику формирования самостоятельности у детей, выявить ее развивающий эффект.

Методологической основой является положение философии о том, что самостоятельность личности – это способность человека производить значимые преобразования на основе присвоения материальной и духовной культуры, а также положение психологии о том, что личность развивается в деятельности.

Практическое значение состоит в разработке содержания и методов педагогической работы по формированию самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности. Это позволит педагогам повысить уровень самостоятельности детей и обеспечить более эффективную подготовку к школьному обучению.

Формирование самостоятельности у дошкольников в процессе продуктивного вида деятельности – тестопластика, включало в себя ряд этапов, содержание которых было направлено на работу с детьми. Работа проводилась на основании перспективного плана:

Перспективный план

1 этап

Цель

  • Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения
  • Подвести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, ее значимости в личностном и социальном смысле
  • Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный»
  • Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения

Содержание

1. Чтение литературы

– В.Бычко «Невеличка»
– В.степанов «Умелые помощники»
– М.Зощенко «Глупая история»
– Н.Носов «Заплатка»

2. Просмотр видеофильмов

– «Фока на все руки дока» реж. А.Белокурова
– «В яранге горит огонь» реж. Ж.Витензон
– «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А.Волков

3. Постановки кукольного театра

– «Приключения игрушек» авт. Е.Ильина
– «Ножки не идут» авт. Т.Караманенко

4. Проблемные ситуации

5. Этические беседы

– «О самостоятельности»

2 этап

  • Формирование интереса и положительного отношения к тестопластике

1. Беседа

– «Откуда хлеб пришел»
– «Народные традиции»

2. Экскурсии

– в хлебный магазин
– на кухню детского сада

3. Развлечение

– «Рождественские святки»

4. Посещение

– выставки работ взрослых и детей «Наши руки не для скуки»

5. Тематическое занятие

– «Волшебное тесто»

3 этап

  • Накопление детьми умений и навыков работы с соленым тестом
  • Развитие общественных мотивов деятельности
  • Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки
  • Формирование самостоятельного поведения
– Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
– Работа детей с помощью пошаговой инструкции
– Работа детей по инструкционным картам
– Упражнение в раскрашивании готовых поделок и игрушек
– Экспериментирование с неокрашенным и окрашенным тестом
– Коллективные работы
– Домашние задания

На первом этапе перед нами стояла задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью мы использовали примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания учитывалась его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.

Чтение художественных произведений побуждало детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию(«Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать…», «сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»). Таким образом, опыт каждого ребенка становится достоянием детского коллектива.

Перед просмотром видеофильмов требовалась некоторая подготовка детей – перед ними ставились вопросы, на которые они должны были ответить после просмотра. Если дети затруднялись с вопросами, проводился повторный показ отдельных кадров или фрагментов фильма. Через некоторое время организовывался повторный показ фильмов, после чего в беседе с детьми мы побуждали их не столько к пересказу, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Для закрепления полученных знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения мы использовали специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятий, режимных моментов. Тем самым у детей возникала необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях.

С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми в результате проделанной работы, мы провели этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы вспомнили эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотрели иллюстрации в знакомых уже книгах. Детям предлагались вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Ребята активно пользовались термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а также реальные ситуации, происходившие с ними: «Я маленькая была – тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь…», «надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…», «самостоятельный – кто делает все сам…» и др.

На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к тестопластике, мы использовали беседу о том, как душистый вкусный хлеб попадает к ребятам на стол. В ходе ее дети рассматривали иллюстрации, послушали стихи, вспомнили знакомые потешки, узнали, как выращивают зерно и делают из него муку.

В ходе организованной экскурсии на кухню детского сада дети наблюдали за изготовлением булочек. Экскурсия проходила в два этапа. Сначала на глазах у детей замешивалось тесто, они имели возможность увидеть все составные компоненты. Повар при этом сопровождал все свои действия рассказом – что для чего делается, зачем в тесто кладут дрожжи, молоко, сахар, яйца и т.д. Затем, когда тесто подошло и увеличилось в объеме, в чем дети с удивлением убедились сами, повар продемонстрировал свое мастерство в изготовлении булочек разной формы. Ребята с интересом наблюдали, как булочки отправляются в горячую духовку и выходят оттуда аппетитными и румяными.

Из беседы о народных традициях и обычаях дети узнали историю рождественских козуль из соленого теста. На развлечении «Рождественские святки» ребята получили такие козули в подарок от Зимушки-Зимы.

Из рассказа воспитателя ребята узнали , что из теста можно делать игрушки, но что это такое на самом деле они смогли оценить на выставке работ педагогов. Эта выставка называлась «Наши руки не для скуки», здесь представилась возможность детям не только посмотреть, но и потрогать, поиграть этими игрушками.

С целью закрепления возникшего интереса к тестопластике было разработано тематическое занятие «Волшебное тесто». На нем чудесным образом ожил сказочный хлебный персонаж – Колобок. Он познакомил ребят со своими братишками и сестричками из соленого теста, а дети в свою очередь, поделились своими познаниями о муке и хлебе. Колобок раскрыл «секретный» рецепт соленого теста, которое тут же на глазах у детей было замешено. Ребята в первый раз имели возможность почувствовать этот необычный материал и поделиться своими впечатлениями.

На следующем этапе нашей работы для накопления навыков  и умений у детей для занятий тестопластикой, мы использовали игры для развития тонкой моторики пальцев, так как работа с тестом требует сноровки и ловкости в обращении. На занятиях и свободное время всегда находилось место для пальчиковой гимнастики и игр-потешек: «В гости», «По грибы», «Дружные пальчики» и др.

Первые детские поделки создавались при  непосредственном участии педагога и отличались незатейливостью («Солнышко», «Веселые рожицы», «Рыбка» и т.д.). Освоив некоторые приемы лепки, дети перешли к работе посредством пошаговой инструкции – педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия.

Затем мы применили усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически было изображено, на сколько нужно разделить основной кусочек теста, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки – это послужило своеобразным упражнением в самоконтроле. Так появились на свет «Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята».

Параллельно с лепкой дети осваивали технику раскрашивания объемных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Это, на наш взгляд, простое занятие, на первых порах вызывало затруднение, так как дети раскрашивали одну сторону игрушки, обращенной к ним, не задумываясь, что есть еще и другая. Так мы получили еще одну возможность формирования у детей элементов самоконтроля.

В процессе работы с детьми мы сделали для себя небольшое открытие, которое позволило нам использовать его для формирования у детей объективной самооценки. Оказалось, что можно лепить поделки из подкрашенного теста, это исключает один из компонентов технологической цепочки – раскрашивание. Таким образом, детям предоставляется право выбора: пойти более сложным и длительным путем или быстро достичь результата.

Первоначально почти все дети выбрали подкрашенное тесто, но попробовав свои силы, освоив «новинку», мнения детей разделились. Часть детей все же выбрало более сложный вариант, обосновывая это отсутствием разнообразия цветовой гаммы, тем, что игрушки получаются у всех одинаковые – лучше проявить терпение и игрушка получится единственной и неповторимой.

Обратив внимание на то, что дети в большинстве своем освоили основные навыки и приемы лепки и раскрашивания, мы ввели дополнительный сказочный персонаж. Теперь помимо Колобка на занятия к ребятам приходил Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми организовывались коллективные работы, успех которых напрямую зависел от слаженных действий и самостоятельного выполнения каждым своей части работы. Здесь же мы использовали ряд домашних заданий – «Научи маму замешивать тесто», «Придумай, сделай и покажи друзьям», «У кого что получилось». Дети делали игрушки дома и приносили их в детский сад для раскрашивания, более самостоятельные проделывали это сами. Благодаря этому мы имели возможность судить о степени эффективности наших усилий.

В результате проведенной работы мы обратили внимание на следующие изменения: дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, отличались ручной умелостью, пониманием значения слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Проведенная работа по формированию самостоятельности у дошкольников как нравственно-волевого качества личности, позволила заключить следующее:

  • воспитание самостоятельности является существенной стороной нравственно-волевой готовности к школьному обучению;
  • к старшему дошкольному возрасту есть все предпосылки для воспитания столь значимого качества личности;
  • тестопластика является эффективным средством для развития самостоятельности;

Успешность воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе тестопластики определяется наличием в работе педагога следующего содержания методов:

    • Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельности как социального качества личности.
    • Развитие интереса к тестопластике.
    • Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости.
    • Развитие общественных мотивов деятельности, через организацию совместных, коллективных занятий.
    • Упражнение детей в формах самостоятельного поведения.
    • Формирование элементов самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности.

Наиболее действенными методами являются: беседы-рассуждения, проблемные ситуации, необычные формы проведения занятий, использование сказочных персонажей, пошаговая инструкция, пальчиковые игры и упражнения, инструкционные карты, экспериментирование, домашние задания.

Мы не претендуем на окончательное решение проблемы. Наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется подход к изучению воспитания самостоятельности на протяжении всего дошкольного возраста.

Приложение