Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Методическая разработка модульного урока по физике на тему "Смачивание. Капиллярность. Вязкость. Их практическое значение"

Разделы: Преподавание физики


Раздел: Молекулярная физика и термодинамика.

Тема: Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.

Тема урока: Смачивание. Капиллярность. Вязкость. Их практическое значение.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности посредством элементов технологии проблемного обучения.

Задачи урока:

  • формировать умение выдвигать научные гипотезы и предположения, основанные на эксперименте;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • показать практическое значение и профессиональную значимость изучаемого материала.

Цели по содержанию:

  • образовательные:
    • сформировать понятия смачивание, капиллярность, вязкость;
    • углубить знания о молекулярном строении вещества;
  • воспитательные:
    • привить интерес к предмету;
    • воспитывать аккуратность, трудовые навыки;
  • развивающие:
    • способствовать развитию поисковой, творческой деятельности студентов;
    • способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: наблюдение, моделирование, проблемный, сравнительный, анализ.

Методы самостоятельной работы:

  • работа с учебником;
  • фронтальный эксперимент;
  • решение задач.

Оборудование:

  • учителя:
    • стакан с подкрашенной водой;
    • капилляры разного диаметра;
    • сообщающиеся сосуды;
    • штативы;
    • слайды и проектор;
  • студентов:
    • стаканы с подкрашенной водой;
    • стеклянные трубки-капилляры;
    • стеклянные пластинки;
    • парафиновые пластинки;
    • пипетки;
    • салфетки.

Здоровье и психосберегающая среда обеспечивается:

  • соблюдением санитарно-гигиенических требований;
  • созданием комфортной, доброжелательной атмосферы на уроке
  • различными видами учебной деятельности, их сменой.

Оформление: на доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы, экран, проектор.

План урока

I. Организационный момент:

– Приветствие студентов.
– Заполнение журнала.

II. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос:

– Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
– Дайте характеристику каждому из агрегатных состояний.
– Что называется силой поверхностного натяжения жидкости?
– В чем заключается явление поверхностного натяжения жидкости?
– Запишите на доске формулу силы поверхностного натяжения.

– Фронтальное тестирование

III. Основная часть – изучение нового материала

1)

– Эксперимент (сравнить форму капель, для этого пипеткой капнуть несколько капель на стеклянную и парафиновую пластинки).
– Обсуждение явления смачивания, записи определений в тетрадях:

а) смачивание;
б) краевой угол;
в) мениск.

– Оформление рисунка (см. Приложение).
– Оообщение на тему «Флотация».

2)

– Обсуждение и запись понятий:

а) капиллярность;
б) капилляр.

– Эксперимент (оценить уровень жидкости в капилляре, для этого опустить капилляр в стакан с подкрашенной водой)
– Вывод формулы высоты поднятия жидкости в капилляре
– Графическая зависимость h = f(r)
– Сообщение о явлении сверхтекучести.

IV. Закрепление изученного материала

– Решение задач.
– Сообщение о применении изученных явлений.
– Обсуждение качественных вопросов:

– Зачем перед покраской грунтуют поверхность?
– Зачем перед штукатуркой кирпичную стену смачивают водой?
– Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет, а если сухую губку на мокрый мел, она останется сухой. Почему?
– Почему следы на мокром грунте заполняются водой?
– Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?

V. Задание на дом и выставление оценок работы на уроке в журнал.