Литературный командный конкурс по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель конкурса: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.

Задачи конкурса:

  • вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.
  • повторить признаки сказки;
  • актуализировать понятия “слова- архаизмы”, “ художники- иллюстраторы”;
  • прививать интерес к чтению;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, здорового соперничества.

Оборудование:

  1. Портрет А.С.Пушкина.
  2. Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.
  3. Плакаты с названиями команд.
  4. “Изумруды” для подсчёта баллов.
  5. Абак для выставления “изумрудов” каждой команде.
  6. Костюмы Бабы Яги, Старика, Кота учёного.
  7. Призы.
  8. Пакеты с заданиями.
  9. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников Д.Лолуа и М Чаниашвили.
  10. Два мешочка. В одном из них яблоко и звезда, во втором- орешки и зеркальце.

Оформление:

  1. Выставка книг.
  2. Портрет писателя.
  3. Надпись на доске: “Что за прелесть эти сказки…” (Пушкин А.С.)
  4. Рисунки детей к сказкам.

Ход командного конкура :

I.Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”

И сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

II. Выбор жюри.

Почётное право оценить эти знания предоставляется …(одному из гостей)

Ученик:

Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит!
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот у нас и победит.

А оценивать я предлагаю с помощью того, что лежало в золотых орешках белочки- чудесницы. Что это? (“Ядра - чистый изумруд”). Кто больше наберёт “изумрудов”, тот и победит.

III. Представление команд.

Команда “Лукоморье”

Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”

Команда “33 богатыря”

Девиз: “Нет на свете нас прилежней, и храбрее и надежней”

IV. Разминка.

Какие сказки написал А.С.Пушкин?

1. “ Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

2. “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

3. “ Сказка о золотом петушке”.

4. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.

5. “Сказка о попе и работнике его Балде”.

Назовите признаки сказки?

  1. Сказочные герои.
  2. Волшебство и чудеса.
  3. Зачин.
  4. Концовка.
  5. Возможна присказка.
  6. Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок.
  7. Победа добра над злом.

V. Конкурс “Слова – архаизмы”

(Под музыку еле-еле входит Баба Яга, тащит за собой метлу)

Баба Яга:

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.

Не могу я перевести слова заклятия для метлы

С устаревшего языка на современный.

Ведущий:

Придется помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая.

(Команды получают конверты)

Задание:

Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:

вороты лоб
очи глаза
перст палец
чело ворота
воитель губы
рыбарь воин
рать рыбак
уста войско
старче старик

(После подведения итога)

Баба Яга:

Заработала метла,
Знать, задача решена!

(Баба Яга под музыку верхом на метле “улетает” из класса).

VI. Шифровки.

Ведущий:

Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина.

Задание:

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

VII. Задания Кота учёного.

Ведущий:

К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Я начну читать , а вы помогайте:

“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (Входит Кот)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит”.

Кот учёный:

Не случайно я к вам зашёл.

Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.

(Поэма “Руслан и Людмила”)

Ответьте на мои вопросы.

Задания:

  1. Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?
  2. На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
  3. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
  4. Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
  5. Какую песню исполняла белка-чудесница?
  6. Сколько раз забрасывал старик сеть в море?
  7. Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?
  8. Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
  9. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
  10. Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)

VIII. Узнай по иллюстрации.

Ведущий:

Книги А.С Пушкина всегда пользуются большой популярностью. Многие художники считают за честь иллюстрировать их. Угадай сказку по иллюстрации.

(Ведущий показывает иллюстрации и называет фамилию художника)

IX. Конкурс капитанов.

  1. Капитаны задают друг другу по два заранее приготовленных вопроса.
  2. Получают по мешочку. В одном из них лежат яблоко и звезда, во втором - орешки и зеркальце.

Ведущий:

Кому и в какую сказку нужно вернуть эти предметы?

X. Перепутанные сказки.

(Входит Старик)

Старик:

Уж совсем разбранилась моя старуха.
Не даёт старику мне покоя.
От такого шума все сказки перепутались.
Помогите разобраться.

Ведущий:

Думаю, команды помогут старику узнать, фрагменты из каких двух сказок перепутались.

Задания:

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался.
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол,
И весёлый пир пошёл.
И царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывала.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала.
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись извинилась,
Что де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
“Здравствуй, Балда, мужичок,
Какой тебе надобен оброк?”
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
И румяней и белее.
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.

XI. Блиц- турнир.

Команды задают друг другу подготовленные вопросы.

XII.Конкурс чтецов.

(Заранее подготовленные дети читают наизусть отрывки из сказок А.С. Пушкина)

XIII. Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий:

Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.

Слово жюри.

Ведущий:

Но главной наградой для каждого из нас остаются прекрасные сказки Александра Сергеевича.

Ученики:

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвндона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!