Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Глагол. Первичное знакомство"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
  2. Формирование представления о функциях глагола в речи.
  3. Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
  4. Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи .
  5. Воспитание любви к малой родине, чувства товарищества, взаимопомощи.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Итог урока.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” 2 класс, Т.Г.Рамзаева.
  2. “Заколдованные листочки” с заданиями.
  3. Карточки с заданиями, картинки, карточки со словами.
  4. Рисунки гномов.
  5. Магнитофон с записью музыки.
  6. Волшебная указка.
  7. Презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,

они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).

Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)

Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..

- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.

- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)

- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).

Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р

Работа в парах.

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.

Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

3. Усвоение новых знаний.

- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)

<Приложение1>

Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)

- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!

Физминутка.

Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!

Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!

(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):

Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.

- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)

4. Закрепление новых знаний.

На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.

Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)

Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!

Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)

Работа в группах.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Ответьте: что делают этими предметами? Кто как голос подает? Что делает? Кто как передвигается? Что делают? Дополните список животных
Лопатой

Карандашом

Ножницами

Молотком

Топором

Утюгом

Трактором

Серпом

Ложкой

Копают

Лев

Кошка

Кузнечик

Соловей

Рыба

Лошадь

Сорока

Голубь

Рычит

Птицы, бабочки…

Рыбы, дельфины…

Змеи, ящерицы…

Кузнечики…

- Назовите слова.
- На какие вопросы они отвечают?
- Что обозначают?
- К какой части речи относятся?

Если остается время, то игра с карточками – “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа).

Бояться Трусить
Бранить Ругать
Загореться Зажечься
Закрывать Запирать
Исчезать Пропадать
Спешить Торопиться
Плакать Рыдать
Погасить Потушить
Покупать Приобретать
Работать Трудиться
Радоваться Веселиться
Разрешать Позволять
Смеяться Хохотать

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, дома запомните волшебное заклинание мудрой Совы из Книги Заклинаний на с.131, и запишите в тетради 8 слов, которые называют ваши любимые действия. Кто что любит делать?

6. Итог урока.

Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа? Гномики-глаголики рады знакомству с вами. Они решили не уходить и еще немного погостить у вас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого. Моя волшебная палочка в награду за старание исполнит ваши желания. Но только желание должно быть добрым и принести пользу людям, живущим в нашей стране.

А теперь возьмите фломастеры и выразите свое настроение после посещения Волшебной страны Речи.! На заколдованных листочках осталось расколдовать последнее задание. Нарисуйте свое настроение, которое увидели гномики в подзорную трубу!

Если вы радостны, настроение прекрасное, нарисуйте вот такое личико.

Если вы невеселы, вы не рады знакомству с Феей из Волшебной страны, нарисуйте вот такое личико.

И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома, поспали, нарисуйте такое лицо.

А я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! В моей стране еще много тайн!