Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Зарубежная Европа

Разделы: Преподавание географии


Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике. Урок обобщения по этой теме был проведен в 10 классах. На уроке обобщающего повторения учащиеся не только закрепили имеющиеся знания, но и приобрели новые в результате обобщения и переосмысления ранее полученных. Поэтому на уроке обобщающего повторения большую роль играли задания, направляющие школьников на применение знаний в новой учебной ситуации. Основное время на этом уроке отводилось обсуждению вопросов о народном хозяйстве Зарубежной Европы и итогам самостоятельных работ учащихся. К обобщающему уроку учащиеся подготовили творческие работы – презентации о мировой культуре народов и странах Зарубежной Европы.

Уроки обобщающего повторения повышают эффективность обучения, позволяют в большей мере активизировать познавательную деятельность школьников.

Тема. Обобщение и закрепление по теме “Зарубежная Европа”.

Цель. Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Оборудование. Политическая карта мира, экономическая карта Зарубежной Европы, репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Диего Веласкес “Пряхи”, “Менины”, Клод Лорен “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием”, музыкальные произведения европейских композиторов, презентации о странах Зарубежной Европы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с разминки.

2. Географическая разминка.

- Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

- Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь – страны “Большой Семерки”.

- Германия, Франция, Великобритания, Италия.

- Назовите и покажите страны, имеющие наибольший экономический вес, их экономика достигла высокого уровня, специализируется в отраслях, завоевавших европейское или мировое признание (Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция.)

– Сколько государств расположены в Зарубежной Европе? (В настоящее время на территории Европы находится 40 суверенных, экономически развитых государств – монархии и республики, унитарные и федеративные государства. Имеется одна колониальная территория, принадлежащая Великобритании – Гибралтар.

- Что вы можете сказать о демографической ситуации стран Зарубежной Европы? (Демографическая ситуация сложная, 1 тип воспроизводства населения, суженая половозрастная пирамида, растет доля пожилых людей, в некоторых странах, например, в Германии, возрастает смертность за счет пожилых людей.)

- Что такое урбанизация? Какими чертами она обладает?

- Урбанизацией (от латинского слова город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Третья черта – “расползание” городов, расширение их территорий.

- Назовите высоко урбанизированные районы – городские агломерации?

- Количество агломераций здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Крупнейшие – Лондонская, Парижская и Рейно-Рурская. В последние годы усиливается процесс субурбанизации.

- Назовите средней % урбанизированности Зарубежной Европы? (Уровень урбанизации – один из самых высоких в мире: в Бельгии- 97%, Исландии- 91%, Нидерландах – 89%, в Дании и Германии – по 86%, Швеции – 83%, Франции- 73 %)

- Кто такие “гастарбайтеры”?

- Европа мировой очаг трудовой миграции. Страны Зарубежной Европы ежегодно принимаю т 12-13 млн. иностранных рабочих-гастарбайтеров.

- Из каких стран Европа принимает рабочих?

- Высокоразвитые страны ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария и другие принимают рабочих из Индии, Пакистана, Африки, из других стран Южной Европы: Португалии, Испании, Италии и других.

3. Работа в группах.

Обобщение знаний об отраслях промышленности.

Ребята заранее распределились на группы. Группам дается следующие задания.

1 группа. Охарактеризуйте природные ресурсы стран Зарубежной Европы.

- Минеральные ресурсы Европы сильно истощены, поэтому обеспеченность ими невысока. На севере имеются рудные полезные ископаемые, связанные балтийским щитом, и топливные, образовавшиеся в мощном осадочном чехле древней платформы, на юге в молодой складчатой зоне обнаружены полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения. Крупнейшие нефтегазовые провинции разведаны на шельфе Северного моря (осваиваются в основном Великобританией и Норвегией), на побережье Нидерландов, а также в Италии и Румынии. Угольные месторождения разрабатываются в Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Франции, Венгрии, Румынии, Испании, Болгарии. Железорудные месторождения – в Швеции, Франции, Норвегии, Испании. Цветными металлами Европа не богата. Имеются месторождения медной руды в Польше, Португалии, Швеции, Югославии, Румынии, алюминиевых руд в Греции, Венгрии, Франции. Большие запасы солей есть в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Последняя также богата серой и серебром.

Гидроэнергоресурсы значительны в районах Альпийских, Скандинавских, Динарских, Балканских и Карпатских гор. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Кроме того многие реки сильно загрязнены. В структуре земельного фонда большую долю составляют обрабатываемые земли, хотя обеспеченность пашней на душу населения ниже среднемирового показателя. Резервов для расширения земель практически нет, поэтому некоторые государства, а первую очередь Нидерланды, “отвоевывают” территорию у моря. Крупными лесными ресурсами обладают Швеция и Финляндия.

2 группа. Дайте полную характеристику электроэнергетики стран.

-Электроэнергетика стран Европы представлена тремя видами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на ГЭС – в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС – в Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные электростанции работают в Италии, Исландии.

3 группа. Охарактеризуйте черную металлургию стран Зарубежной Европы.

Металлургическая промышленность – старейшая отрасль, сформировалась в районах добычи топлива и железорудного сырья: в Германии (Рур и Саар), Великобритании, во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), Бельгия (Льеж), Люксембурге, Польше (Верхняя Силезия), Чехии (Остравско-Карбинский район). Позже отрасль переориентировалась на привозном сырье и начала перемещаться в морские порты – Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Бремен (Германия), или ближе к границам бывшего СССР – Галац (Румыния). В настоящее время взят курс на строительство мини заводов. Крупнейшими производителями сегодня являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, причем везде наблюдается падение или стабилизация объемов производства в связи с политикой ресурсосбережения.

4 группа. Охарактеризуйте цветную металлургию, алюминиевую промышленность стран Зарубежной Европы.

Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия – Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды. В последнее время отрасль все больше ориентируется на импортное сырье. Так, Франция за последние 25 лет сократила добычу бокситов в 20 раз, а по выплавке алюминия занимает третье место в Европе.

5 группа. Охарактеризуйте медную промышленность стран.

Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди – Германия, Италия, Бельгия, Польша.

6 группа. Дайте полную характеристику развития машиностроения.

-Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Западной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1\3 всей промышленной продукции региона и 2\3 его экспорта. Особенно популярны следующие марки автомобилей: “рено” (Франция), “фольксваген” и “мерседес” (Федеративная Республика Германи), ФИАТ (“Фабрика итальяна аутомобиле Торино), “вольво” (Швеция), “Татра” (Чехия), автобус “Икарус” (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании “Форд-мотор”. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

7 группа. Характеристика легкой промышленности стран.

- Легкая промышленность утратила свое былое значение. Основные центры отрасли смещаются из северных районов (Великобритания, Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой рабочий силы. Португалия стала крупнейшим центром швейной промышленности, Италия – кожевенно – обувной, Греция- меховой.

8 группа. Какие три типа ведения сельского хозяйства развиты в странах Зарубежной Европы.

- Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение. Для стран Северной Европы характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур. Рыболовство стало отраслью международной специализации Исландии, Норвегии, Дании. В Центральной Европе преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, а также свиноводство и птицеводство. Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии и обеспечивает животноводство кормовыми культурами. В Южной Европе преобладает растениеводство, наряду с зерновыми культурами здесь выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, табак, эфироносные культуры.

9 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.

- В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии “зеленых”, ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам, но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

10 группа. Экономическая интеграция в странах. Внешние экономические связи России со странами Зарубежной Европы.

Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Доля промышленно развитых государств во внешней торговле России в 2002 году составила 54 %, доля стран Центральной и Восточной Европы и странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%, Китая – 6,4 %, США – 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5 %. В импорте преобладали поставки из Германии – 14,3 % , США – 6,4% , Китая -5,2 %, Италии – 4,8 %, Испании- 4,8 %, Франции – 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается.

4. Заслушивание ответов учащихся.

Самооценка и взаимооценка работы школьников.

5. Физминутка.

Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.

6. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже науку – его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что – либо из своих открытий – просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи – сплошная череда неоконченных проектов. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Картина “Мона Лиза” – возвышенный гимн человеку, прекрасному и сложному, как Вселенная.

Творчество Рафаэля следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце – Сикстинская Мадонна.

Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины “Менины”, “Пряхи”.

В картине “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием” французский художник Клод Лорен описал особый тип пейзажа – идиллию, в котором преобладало личное настроение художника.

7.

А какая у вас мечта, которую вы хотите осуществить после окончания школы? (получить хорошее образование, хорошо оплачиваемую работу)

Посмотрим где можно получить хорошее образование. Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии.

8. Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

Литература.

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
  2. Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, “Издательства ДИК”, 2004.
  4. Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство “Учитель – АСТ” 2000.
  5. Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.

Презентация