Рейтинг@Mail.ru

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, помимо прочего, учится излагать свои мысли, а не просто повторять (“озвучивать”) вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идет одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребенка.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативно-речевую направленность. Взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника выступает в качестве одного из важных методических условий реализации коммуникативно-речевой направленности обучения родному языку.

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. По результатам психолого-педагогических исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствии и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на I ступени обучения, не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания.

В целом для изучения в начальном звене выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение (на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

Мастера педагогики при разработке современных учебников, методической и дидактической литературы включают подобные упражнения.

Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА

Замените первый звук в слове на звук Х. Прочитайте новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

Я вставлю в середину слова МАКИ звук Й, и оно превратится в МАЙКИ. А теперь вы с помощью звука Й совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ, ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

“Распутайте” слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КОСЫНКА, МОСАВАР, МОСАЛЕТ.

Игра “Договори слово”

СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)

СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)

Для формирования правильной речи педагоги используют:

  • договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);
  • согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);
  • употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).

Уточнение словарного запаса возможно через:

  • беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
  • беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
  • формирование значения слова.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.

Назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …

Назвать другой предмет с тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …).

Указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;
  • понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
  • думать, ехать, размышлять, соображать.

В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

  • свежая пища, запас корма, вкусная еда;
  • наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;
  • неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;
  • ценный груз, тяжелая ноша, ручная гладь, громоздкий багаж.

Объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

  • приехал, прибыл, прикатил;
  • пришел, пожаловал, заявился;
  • бросился, ринулся, накинулся;
  • ворвался, вторгся, вломился;
  • отскочил, отпрянул, шарахнулся.

Вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.

… пенек опрокину … воз. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

Указать оба значения каждого из приводимых ниже слов.

Образец: Шашки – игра. Шашки – оружие.

  • колонна< ворот< быки<
  • кошки< горн< овсянка<

Какими словами описывает автор дождь?

"Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк".  (Н. Сладков)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

Заменить глагол бежит близким по смыслу:

  • время бежит,
  • река бежит,
  • зерно бежит из мешка,
  • молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменять этот глагол в предложении: Лисица бежит по полю?

Продуманность отбора материала на уроках русского языка:

а) содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.

б) обязательное введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств.

в) введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются “строительным материалом” нашего языка.

Упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки. Под коммуникативной установкой понимается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации. Выделение этого аспекта может быть достигнуто путем перестановки его в конец предложения.

Например: составь предложения из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти, расставив их в таком порядке, что было понятно:

а) что нашли на чердаке;

б) где нашли деревянную шкатулку;

в) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.

Приемы работы над предложением:

  • распространение;
  • дополнение неоконченных предложений;
  • изменение порядка слов;
  • восстановление деформированного;
  • составление предложения по аналогии;
  • увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания достигаются перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.

Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:

  • развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
  • понимание речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре, задания вида: какое слово короче – хвост или хвостик? Кто длиннее – удав или червячок? Установление связей между понятиями ложка – каша, картофель – огород;
  • развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе слов вопроса.

Напомню, главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания; потребность высказываний; владение средствами языка.

Известно, например, что не менее 50% случаев неумения проверить правописание безударной гласной, звонких и глухих или непроизносимых согласных в 3-м классе объясняется не тем, что в словаре учащегося нет проверочного слова, а тем, что оно мало активизировано и не может быть достаточно быстро использовано для проверки.

То же можно сказать и относительно недочетов в выборе слов: проверки показывают, что ученик III класса, имея в своем словаре 2–3 синонима к слову большой (громадный, огромный, гигантский и пр.) в процессе конструирования своих высказываний, устных или письменных, использует, как правило, лишь доминанту синонимического ряда большой, т.к. синонимы не активизированы.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

  • создание речевых ситуаций;
  • ролевые игры, экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений;
  • любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
  • рисование картин, ведение записей и дневников;
  • создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  • выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;
  • “пробу пера” - литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.

По последней причине метод называют коммуникально-творческим.

Рассматриваемый метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых (формирующихся) в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений – сочинений и пр.  На практике мы используем следующие методы:

  • методы обучения “по образцам”: это многочисленные виды пересказов, письменные изложения разнообразных типов. В арсенал методов “по образцу” входят более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, отработка произведения, интонаций, пауз, ударений. В использовании имитационных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся. Образцовый текст выполняет задание основного составляющего в общем широком потоке языковых влияний на детей – влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье.
  • коммуникативный метод
  • метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: словарная работа, работа над словосочетанием, над предложением. Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебно-тренировочный характер. Метод конструирования текста располагает обширным набором речевых упражнений:
  1. толкование значений слов,
  2. работа с синонимами, антонимами, фразеологическими единицами,
  3. работа со словарями: толковым, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;
  4. составление словосочетаний с конкретными слова – для текста или словосочетаний заданного типа;
  5. выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
  6. введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
  7. обнаруживание и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки;
  8. составление предложений заданного типа, с использованием заданных слов – по теме сочинений, рассказа;
  9. составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
  10. распространение предложений, перестройка их структуры;
  11. выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
  12. интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
  13. свободное составление предложений, фраз;
  14. редактирование предложений;
  15. построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
  16. исправление логических ошибок: повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков;
  • моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план.

Варианты упражнений:

а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон:

б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы:

в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя),  незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.

Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже!
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, еще со шляпкой!

Роль русского языка и русской речи в историческом плане возрастает, важность уверенного владения ими в бытовом, деловом, научном общении стала общепризнанной. Психологический взгляд на проблему и опыт лучших российских педагогов наталкивают на вывод: все зависит от качества школьного обучения.

Психолого-педагогические исследования ряда лет показывают:

  1. Речевая деятельность для любого человека является каждодневной потребностью, ибо без нее невозможно активное общение.
  2. Специальное обучение грамматически и стилистически правильной речи начинается в школе, главным образом в процессе обучения чтению и письму. Впоследствии, в старших классах школы целенаправленное обучение письменной и устной речи как таковой в нашей стране не проводится; и каждый школьник на занятиях по всем учебным предметам в лиру своего желания самостоятельно совершенствует свои речевые умения, а учитель в этом только помогает, исправляя ошибки в произношении, словоупотреблении, а также в письме. Однако, кроме русского языка и литературы, нет в школе других предметов, при изучении которых шло бы целенаправленное и систематическое обучение письменной и устной речевой деятельности на родном языке.
  3. Изучение русского языка, этого единственного предмета в школьной программе, где правописание как основа грамотной письменной речевой деятельности изучается лишь частично: грамотно писать научаются не все учащиеся, многие из них после выпуска из школы пишут с орфографическими, пунктуационными и синтаксическими ошибками.
  4. Еще хуже обстоит дело с обучением устной речевой деятельности, грамотной в смысле словоупотребления, синтаксиса и соответствия нормам литературного языка. Надежда на приобретение умения правильно строить устную речь на занятиях по всем учебным предметам не оправдывается из-за отсутствия на это времени в стесненном графике школьного урока: на долю каждого ученика в течение учебного дня выпадает не более 2 минут среднеарифметического времени для устного ответа и участия в дискуссиях. В этих условиях активно говорят только наиболее смелые и уверенные, а большинство молчит.
  5. Между тем данные психологических исследований, проведенных в разные годы, говорят о возможности успешного обучения школьников грамотной письменной и устной речи, начиная уже с первого класса.

Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. А путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.