Внеклассное мероприятие по обществознанию с элементами социального проектирования "Глобальные проблемы и пути их решения"

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Цель: Подготовить учащихся к решению социальных проблем современного общества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с системой социального проектирования;
  • включить учащихся в проектную деятельность;
  • отработать основные умения и навыки участников проектной деятельности.

План:

1.Беседа: “Глобальные проблемы”

1.1. Что такое глобальные проблемы?
1.2. Взаимосвязь глобальных проблем.
1.3. Пути решения глобальных проблем.

2. Практическое занятие “Социальное проектирование”

2.1. Подготовка к работе над проектом.
2.2. Выбор проблемы
2.3. Сбор и анализ информации.
2.4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
2.5. Реализация плана действий.
2.6. Составление портфолио и выставочных материалов для презентации.
2.7. Презентация

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поведём разговор о глобальных проблемах, сделаем попытку к их решению. Пойти по этому пути нам поможет уже существующий опыт социального проектирования.

Последние десятилетия XX века поставили перед народами много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Прежде всего предлагаю определиться, какие проблемы мы можем называть “глобальными”.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для решения объединения усилий, совместных действий всех государств и народов.

Думаю, что выражение: “Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков” очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8 – 10 до 40 – 45.

Чем это можно объяснить?

Объяснить это можно тем, что наряду с главными, приоритетными существует ещё целый ряд более частных, но так же очень важных проблем.

Остановимся на проблемах, которые в конце XX века выдвинулись на первый план.

(Ученики называют проблемы. На доске размещаются таблички с названиями проблем.)

  • Экологическая
  • Мира и разоружения
  • Демографическая
  • Продовольственная
  • Энергетическая
  • Проблема здоровья людей
  • Использование Мирового океана
  • Мирное освоение космоса
  • Преодоление отсталости развивающихся стран
  • Возрождение культурных и нравственных ценностей

Актуальность каждой из названных проблем и необходимость их решения вы подчёркивали на уроках истории, обществознания, географии. Вы обращали внимание на то, что каждая проблема имеет своё конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны, необходим комплексный подход в их решении.

Что нужно учитывать при решении глобальных проблем?

Считаю, что решение глобальных проблем надо начинать с отдельных стран, городов, сёл. А результат их решения зависит как от международных организаций, правительств разных стран, так и от каждого человека.

На доске появляется высказывание:

“Думай глобально, действуй локально”

Когда речь заходит “о каждом человеке”, необходимо помнить, что все должны объединиться.

На доске появляется высказывание:

“В единстве сила!”

- Человек с детства должен понимать серьёзность этих проблем, иметь чувство ответственности.

- Решению этих проблем надо учиться!

На доске появляется высказывание:

“Школа” решения проблем”

Подведём итог нашим рассуждениям: “Мы должны объединиться для того, чтобы учиться решать проблемы, прежде всего на уровне школы, города, района”.

Ребята! Вопрос, который вы сейчас поднимаете, является одним из самых важных, и найти пути к его решению можно воспользовавшись методами социального проектирования.

Социальное проектирование призвано помочь вам, ребята, стать гражданами современного общества:

  • прежде всего, действительно свободными, способными реализовать и отстаивать свои права, жить в условиях демократического современного общества;
  • быть активным, инициативным, уверенным в себе, деятельным, предприимчивым человеком, который может в системе рыночной экономики найти приложение своим способностям, материально обеспечивая себя и своих близких, преумножая общественное богатство;
  • гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.

Данный проект предполагает проведение исследования по определённой логике, которую можно структурно представить следующей схемой (Идёт работа со схемой по этапам проектной деятельности).

Ознакомившись с проектной деятельностью можно приступить ко второму этапу, этапу выбора проблемы.

Предлагаю из проблем, которые вы назвали выбрать наиболее важную.

У каждого из вас есть лист для голосования, вы прикрепляете его к проблеме, на ваш взгляд наиважнейшей (проблеме уже были помещены на доске ранее) Идёт голосование, в ходе которого определяется проблема.

Проблема выбрана и теперь мы можем приступить к этапу сбора и анализа информации.

-Почему выбрана именно эта проблема? (идет актуализация проблемы)

- Что должно стать опорой на данном этапе деятельности (знакомство с законодательной базой, изучение мнения в социуме, мнение СМИ).

Ребята предлагаю распределиться по группам, которые и будут изучать информацию в разных направлениях деятельности.

Результаты работы групп помещаются в портфолио и на стендах для презентации.

Идет работа в группах.

Группа аналитиков разрабатывает:

  • актуальность проблемы,
  • цели и задачи проекта,
  • программу действий,

опираясь на материалы, которые размещают другие группы в портфолио.

Группа правоведов знакомится и собирает материалы законодательно – правовой базы, по исследуемой проблеме.

Группа социологов разрабатывает вопросы, которые необходимо выяснить и решает мнение каких категорий населения их интересует. Далее проводит анкеты, беседы, интервью, опросы. Подводит итог в виде диаграмм, таблиц.

Группа журналистов изучает мнение СМИ по исследуемой проблеме.

Работа в группе считается законченной после того, как будет оформлено портфолио и выставочные стенды для презентации.

Следующий этап – этап ПРЕЗЕНТАЦИИ.

План презентации:

  1. Название проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Актуальность проекта.
  4. Цель проекта.
  5. Задачи проекта.
  6. Результаты социологического исследования.
  7. Законодательная база вопроса.
  8. Мнение СМИ по проблеме.
  9. Программа действий.
  10. Обращение к сверстникам с призывом заниматься проектной деятельностью, решать наиважнейшие проблемы.