Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Графическое представление курса фонетики на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе "Фонетика – это интересо!"

Разделы: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа


Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ученик испытывает затруднения, когда ему что-либо непонятно, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.

Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго.

При опросе младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием наглядности.

Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах совершенно недостаточно. И в первую очередь, это относится к формированию новых понятий. Наглядный материал служит внешней опорой мыслительных действий ребенка. Форсированное развитие отвлеченного мышления без связи с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. То есть младшему школьнику просто необходима работа с образами при усвоении нового материала. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств.

Поэтому для работы в начальной школе мне важны такие наглядные пособия, которые несут учебную информацию, являются моделями и раскрывают программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений.

К сожалению, несмотря на многие достоинства учебников “Азбука” В.Г. Горецкого и др., “Моя любимая Азбука” Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, графические изображения характеристик звуков в них представлены неполно. Поэтому у меня появилось желание создать графическое представление курса фонетики букварного периода в виде таблицы “Гусеница Фонетичка”. Оно основано на символах по традиционной программе обучения грамоте, которую разработали авторы В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов, и частично, на обозначениях, предложенных Р.Н. и Е.В. Бунеевыми. Дополнено мною знаками и цветовым решением в занимательной форме для более полной характеристики звукового ряда русского языка.

(Таблица 1).

Например, применение двух цветов, синего и зеленого, в одном круге вместо одного синего позволило мне объяснить первоклассникам, что буква эН может обозначать либо звук [н], либо звук [н’]. Это зависит от буквы, следующей за ней. Тогда как буквы Жэ, Цэ, Ша обозначают только твердые согласные звуки [ж], [ц], [ш]. На постоянную твердость этих звуков указывают синие круги в таблице. А мягкость звуков [й’], [ч’], [щ’] изображена мною в таблице в виде зеленых кружков. Белый круг под буквами Ъ, Ь означает отсутствие звука.

Звуковая характеристика букв А, О, У, Ы, Э, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков, изображена в виде красного кружка “на синих ножках”, а звуковая характеристика букв Е, Ё, И, Ю, Я, обозначающих мягкость предшествующих согласных звуков, представлена в виде красного кружка “на зеленых ножках” с “зеленым чубчиком”- значком, который подводит детей к обозначению мягкости согласных звуков в транскрипции.

Чтобы учащиеся не путали два понятия “буква” и “звук”, буквы написаны черным цветом на белом фоне, как это обычно мы видим в письменной речи, а звуки обозначены белым цветом в цветном круге.

Такое цветовое решение помогает ученикам давать безошибочно характеристики звукам русского языка, а представление схемы в виде забавной яркой гусеницы привлекает к себе внимание учащихся и повышает интерес к урокам обучения грамоте.

Я заметила, что ответы учащихся с опорой на таблицу стали более грамотными и последовательными. Ученики быстрее усвоили понятия “буква” и “звук”, “гласные и согласные звуки”, “твердые и мягкие согласные звуки” и др.

Но нужно помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация на уроках обучения грамоте заранее изготовленной учителем таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. Календарно – тематическое планирование уроков обучения грамоте позволяет последовательно представлять звуки графически и выстраивать их в виде схемы.

Этапы составления таблицы “Гусеница Фонетичка” на уроках обучения грамоте.

1. Подготовительный период.

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков – обозначение гласных звуков в таблице.

Знакомство с “гусеницей Фонетичкой”. “Имя” гусеницы выбрано не случайно.

Термин “фонетика” сложен для малышей, но в условиях игры легко запоминается.

Фрагмент урока по теме

“Гласный звук [а]. Буквы а, А”.

Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла.
Много звуков принесла,

- сообщает учитель на уроках подготовительного периода обучения грамоте. - Повторите за мной звук: [а]. Что мы делаем, когда произносим этот звук? Мы открываем рот и поем его с помощью голоса. Открытый ротик, произносящий поющие звуки, мы изобразим в виде красного круга. А над кругом напишем букву А. Эта буква обозначает гласный звук. Звук гласный – цвет красный.

Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла,
Букву А нам принесла.

Далее идет работа по учебнику.

И так продолжается работа по составлению схемы на каждом уроке.

Постепенно наша гусеница “растет”, появляется все больше красных кругов, над которыми написаны буквы.(Таблица 2)

2. Букварный период.

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных, характеристика звуков.

Фрагмент урока по теме

“Согласные звуки [н], [н’]. Буквы н, Н”.

У учащихся раздаточный материал синие и зеленые кружочки.

На доске иллюстрация художника В. И. Полухина к сказке “Три поросенка”

С. Михалкова. (Рисунок 1)

Ребятам предлагается назвать героев сказки.

Этот шустрый поросенок
Был ленив, друзья, с “пеленок”.
Он работать не любил,
В луже время проводил.

Кто это?

Ответы детей:

- Это поросенок Нуф-Нуф.

Какого цвета его любимые лужи?

Ответы детей:

- Синего цвета, голубого, как эти синие кружочки.

Вот еще один чудак
Лежит на травке просто так.
Не любит заниматься,
Ему бы поваляться…

Кто это?

Ответы детей:

- Это поросенок Ниф-Ниф.

Какого цвета его любимая мягкая травка?

Ответы детей:

- Зеленого цвета, как наши зеленые кружочки.

Произнесите слово “Нуф” и послушайте первый звук в кличке [н]уф. Звук [н] не поется, он согласный, звучит твердо. Что любит Нуф-Нуф? Лужи! Поднимем вверх синие кружочки.

Произнесите слово “Ниф”. Какой первый звук? Звук [н’] согласный, звучит мягко.

Что любит Ниф –Ниф? Травку! Поднимем вверх зеленые кружочки.

Но посмотрите на слова “Нуф” и “Ниф”.Эти слова начинаются с одной и той же буквы эН. Только в первом слове звук [н] твердый, а во втором слове звук [н’] мягкий.

Вывод: буква эН может обозначать и твердый звук [н], который мы изображаем синим цветом, и мягкий звук [н’], представленный зеленым цветом. Подскажите, что нужно сделать нашей “гусенице Фонетичке”, чтобы поместить эти два цвета в одном кружочке под буквой эН. Конечно, нужно составить круг из двух половинок синего и зеленого цвета. “Спасибо”,- говорит вам Фонетичка. У нее сегодня появился сине-зеленый кружок, потому что буква эН может обозначать и твердый звук [н], и мягкий звук [н’].

Если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с “синими ножками”, такой как, например, у букв А, О, У, то звук [н] будет звучать твердо.

А если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с “зелеными ножками”, такой как у буквы И, то звук [н’] будет звучать мягко.

Поросята и Нуф-Нуф, и Ниф-Ниф звонко визжат “Ну-ну-ну!” или “Ни-ни-ни!”, потому что звуки [н] и [н’] звонкие. Гусеница Фонетичка звонкие звуки “украшает” звоночками. (Приложение 1. Таблица 3)

Далее продолжается работа по учебнику.

Так в игровой и занимательной форме ученики первого класса знакомятся с одной из самых трудных тем обучения грамоте – “Способы обозначения твердости и мягкости согласных звуков”. Не пассивное созерцание готовых таблиц, а коллективная работа по составлению графических схем активизирует учеников, способствует восприятию и запоминанию абстрактных понятий. Кроме того, сотрудничество учителя и учеников в создании понятийных образов дает эмоциональный настрой и положительное восприятие процесса обучения и одной, и другой стороной.

3. Послебукварный период.

Обобщение, систематизация, закреление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

К концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица “Гусеница Фонетичка” представит полную характеристику гласных и согласных звуков.

(Таблица 4.)

Ученики первого класса без затруднений выполняют следующие задания:

- назови все согласные звуки;

- назови все мягкие согласные звуки;

- назови все твердые согласные звуки;

- назови все звонкие согласные звуки;

- назови все глухие согласные звуки;

- назови парные согласные звуки по твердости- мягкости;

- назови парные согласные по звонкости-глухости;

- назови буквы, которые не обозначают звуков;

- назови буквы, которые обозначают гласные звуки;

- назови буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;

- назови звуки, которые может обозначать буква эЛ, буква Цэ, буква Й и т.д.

Но главное предназначение таблицы “Гусеница Фонетичка” состоит в том, чтобы у первоклассников исчезли страх и неуверенность в себе. Да и не только у первоклассников, когда ученики второго класса услышали словосочетание “фонетический разбор”, их взгляды тут же обратились за помощью к яркой “гусенице”. И фонетический разбор слов никогда не будет им казаться скучным и малоинтересным занятием.

Фонетический разбор –
И не сложен он и скор:
Надо, не спеша, толково
Разделить на слоги слово
И - труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.

В.С. Савченко.

Графическое представление курса фонетики на уроках русского языка в начальной школе.

В период изучения русского языка во втором классе таблица “Гусеница Фонетичка” лишь частично обновляется, так как при изучении раздела “Фонетика” ученикам необходимо ввести новые понятия. В первую очередь, это ряд гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Мы все знаем, как трудно учащимся запомнить их количество, а с помощью “Гусеницы” запоминание происходит намного быстрее.

(Таблица 5).

Но наибольшую трудность представляет собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать в определенных положениях два звука. В таблице “Гусеница Фонетичка” йотирование представлено в виде красных кругов с зеленой обводкой. Зеленый и красный цвета обозначают два звука. (Таблица 6)

При изучении темы “Правописание сочетаний шипящих с гласными”

образ синих колокольчиков со звуками [ж] и [ш] еще раз указывает на твердость данных согласных звуков, даже при написании слогов ЖИ, ШИ. А “зеленые листики” напоминают ученикам, что у всегда мягких согласных звуков [ч’], [щ’] нет необходимости указывать мягкость буквами я, ю, и поэтому в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только буквы А и У.

(Таблица 7)

Образы “зеленых листиков” помогают ученикам запомнить правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ и др. И не просто запомнить, выучив правило, а осознать и понять, что дает лучшие результаты в обучении грамотному письму таких слов, как “почка, почта, ручной, овощной, каменщик, борщ и др.” (Таблица 8)

Большую помощь таблица “Гусеница Фонетичка” оказывает и при изучении темы “Парные согласные звуки по звонкости-глухости”. (Таблица 9) Так, с опорой на эту таблицу можно легко объяснить, что буквой Бэ может быть обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук [п], и звук [п’]. Например, в словах “голубой”, “голубиная”,“голубка”, “голубь” мы слышим звуки “голу[б]ой”, “голу[б’]иная”, “голу[п]ка”, “голу[п’]”, но все эти звуки обозначены одной буквой Б. Почему? Умение видеть в словах не отдельный звук, а звуки в связи друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения, развивает орфографическую зоркость учащихся.

“Если ребенок не отличает парных по глухости-звонкости согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных на конце слова ему так и не откроется”, - утверждает в своих работах по фонетике А. А. Бондаренко. Научить ребенка различать звуки родного языка можно и нужно. Необходимо лишь найти способ объяснения, простой и доступный каждому школьнику, разнообразный и интересный.

Моя таблица “Гусеничка Фонетичка” подвижна. Круги я могу выстраивать в нужном порядке. Так, например, при изучении темы “Обозначение мягкости согласных звуков на письме”, я использовала таблицу 10. Такая подвижность таблицы позволяет учителю для каждого конкретного урока выделять главное, а ученикам эти таблицы не кажутся скучными и неинтересными.

Объяснение должно использовать такие методы, которые “настроены” на ребенка и учитывают его психику, кругозор, читательские интересы. Объяснение должно закрепляться такими упражнениями, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным, ведь мы всегда надеемся увидеть в своих учениках искорки творчества и интерес к знаниям. С таблицей “Гусеничка Фонетичка” фонетику изучать интересно!

Приложение

Таблица 1 “Используемые обозначения”

Таблица 2 “Буквы, обозначающие гласные звуки. 1 класс”

Таблица 3 “Буквы, обозначающие согласные звуки”

Таблица 4 “Буквы и звуки”

Таблица 5 “Гласные звуки”

Таблица 6 “Буквы, которые могут обозначать йотированные гласные”

Таблица 7 “Правописание сочетаний шипящих с гласными”

Таблица 8 “Правописание сочетаний согласных с шипящими”

Таблица 9 “Парные согласные по звонкости-глухости”

Таблица 10 “Буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков”