Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях;
  • развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  1. Произведения художественной литературы (отрывки);
  2. Картины о лесе в разное время года.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (упр. 294).

С какими сложностями вы встретились при выполнении д/з?

Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?

  1. Желтенькие, шорты - буквы о-е в корне слова
  2. Мальчонка, ситцевая, рубашонка, холщовые – буквы о-е в суффиксах существительных и прилагательных.
  3. С товарищем, уроженцем, большого – буквы о-е в окончаниях существительных и прилагательных.

III. Языковая разминка.

Записать предложение, назвать грамматическую основу, графически обосновать постановку знаков препинания, начертить схему предложения, объяснить правописание н и нн в именах прилагательных, другие изученные орфограммы.

Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне.

  • Определите лексическое значение слова “чаща”
  • Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать)
  • А каким бывает лес осенний, летний, зимний, весенний? (Вывешиваются картинки. 1, 2, 3, 4)
  • Составляем табличку “Лес осенний, летний, зимний, весенний”
Осенний, Летний Зимний Весенний
Багряный

Золотой

Унылый

Прозрачный

Задумчивый

Зеленый

Пышный

Солнечный

Богатый

Душистый

Белый, Голубой

Серебристый

Великолепный

Пушистый

Снежный

Изумрудный

Румяный

Светлый

Зеленый

Травянистый

- Найдите слова, которые помогают представить лес как живое существо: (задумчивый, немой, молчаливый, сонный). Как называется такое выразительное средство языка? (Олицетворение)

- Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет. (лес)

Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

- А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

В “Словаре эпитетов русского литературного языка” К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес, например:

Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной

IV. Формулирование темы урока.

Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть?

Какими морфологическими признаками обладают?

Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения?

Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных

- Как вы считаете, род, число и падеж - это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока.

V. Развитие учебно-языковых умений.

1. Читаем теоретический материал на с. 132, повторяем морфологические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков.

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова. С постоянными признаками имени прилагательного мы ещё не знакомы.

К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж.

2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные.

Обратимся к слову “прилагательное”. Назовите и объясните орфограммы в термине “прилагательное”.

  1. Приставка при-, т.к. значение присоединения.
  2. Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-

- Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи “прилагаются” имена прилагательные? (к имени существительному).

- Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга –Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его б огатство?

- Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному.

Упражнение 296 (стр.131). Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркивай имена прилагательные. Как ты думаешь, какую роль в тексте играют слова этой части речи?

- Выпишем из текста словосочетания прилагательное + существительное.

- Какое слово в них является главным? (имя существительное)

- Как называются такие словосочетания? (именные)

- Итак, определяем род, число, падеж имен прилагательных.

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” — и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме — пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать — он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола

Работа по развитию речи учащихся.

Упр. 298 (выполняется письменно, самостоятельно, с последующей проверкой. Особое внимание обращается на выразительность и разнообразие использованных учащимися прилагательных).

Прочитаем текст. Нравится ли вам текст? Почему? Чего-то в нем не хватает? Как вы думаете, чего? (прилагательных).

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

- Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл “Времена года”).

В ... парке были ... пруды, через которые переброшены ... мостики, были ... рощицы и ... лужайки. За ... парком начинался ... сад. Между парком и садом, за рядом ... лип и ... площадкой, стоял ... дом с ... террасою в сад. Высокий забор охватывал ... двор и ... сад, так что с ... дороги виден был только фасад ... дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине.

  • Определи, какой это тип текста.
  • Продолжи текст двумя - тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж.

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность).

Молодцы!

В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.)

Что может быть объектом нашего описания? (Предметы, животные, человек, природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.)

VI. Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

- Иногда в тексте описанный предмет может быть не назван, но мы, как на фотографии, сделанной искусным мастером, увидим его и сможем точно узнать. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

(По Ю.Яковлеву).

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

- Кого вы изобразили? (лося)

Какова структура описания? (Проследите на тексте).

Какого стиля речи описание перед нами?

Какие изобразительно-выразительные средства художественного стиля помогают нам узнать лося?

Эпитеты: стройные ноги, горбоносая морда.

Метафоры: огромные вывороченные корни-рога.

Сравнения: словно белые туго натянутые чулки; нога, точно у скакового коня).

- Значит, прилагательные не только помогают нам описывать природу, но и предметы с разных сторон. С помощью прилагательных описывается внешность человека, они помогают в описании характера.

На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

Сочинение-описание по заданию упр. 299. Работа проверяется учителем в тетрадях. Лучшие описания можно зачитать в классе на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока.

Вывод. Имя прилагательное – очень значимая, полезная, необходимая часть речи.

- Объясните ключевые слова урока (с. 132). Нужно ли дополнить ряд?

Ключевые слова темы:

Непостоянные морфологические признаки, род, число, падеж

VIII. Домашнее задание. Упр. 300.

Использованная литература.

  1. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева и др. Русский язык. Учебник для 6 класса.
  2. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева. Русский язык 6-й класс. Метод.реком. для учителя.-М.: “Баласс”, 2004.
  3. К.С. Горбачевича и Е. П. Хабло “Словарь эпитетов русского литературного языка”.