Формирование исследовательской деятельности учащихся через использование педагогических технологий

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям “открывать” себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразовании природы, истории, самого себя.

Реализация на практике программы развивающего обучения Л.В.Занкова помогает мне и моим ученикам постоянно находиться в творческом поиске.

Одной из приоритетных задач этой программы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной здоровьесберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития. Чтобы эти задачи успешно решались, я использую:

интеграцию, дающую возможность представить целостную широкую картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания, что является ключевым требованием системы общего развития школьников;

проектный метод и проблемное изложение учебного материала. Достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности. В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. В целом, как подчёркивал В. Гузеев, “…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия”. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе, т.к. гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (социальная компетентность). Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

О том, как осуществляется это на практике, я хочу поделиться в своей работе.

Для продуктивной исследовательской деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения я формирую с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем “открывают” и доступно формулируют необходимые “Правила общения”, которые помогут устранить излишний шум на уроке, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно, прежде всего, то, если ребёнок не работает в группе, старается “отсидеться”, пассивен при обсуждении, неинициативен.

Результаты такой ежедневной систематической работы наиболее четко проявляются при проведении областных контрольных работ, которые также в некоторой степени отвечают требованиям исследования.

По результатам областной контрольной работы 2002-2003 учебного года мои учащиеся показали достаточное овладение всеми видами коммуникативных актов. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных и жизненных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью. (Приложение 1)

Диаграмма 1

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию исследовательской работы выступает развитие их мышления, определённая интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Данные психологических исследований в моем классе, ведущиеся с 2003-2004 учебного года показывают рост интеллектуальных способностей учащихся моего класса.

Диаграмма 2

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Для формирования выделенных показателей на уроках проводилась деловые игры, викторины, КВН, в ходе которых дети, объединяясь в группы, обсуждали вопросы интересующие их тем: “Семь чудес Света известны, а какое может быть восьмым”, “Почему в одну реку нельзя войти дважды?”, “Происхождение жизни на Земле: версии и доказательства”, “Грибы - особое царство живой природы”, “Чудесная кладовая”; спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.

Без оценочного компонента, оценочных суждений, оценочной познавательной деятельности учение ребенка блуждало бы в потемках. Ученику необходимо знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы ему восполнить и как. Выпадение оценочного компонента делает учебную деятельность неполной.

В контексте модернизации образования федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определяет, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. В данном контексте проблема формирования общеучебных умений приобретает особую актуальность в связи с рассматриваемой проектно-исследовательской деятельностью как необходимый ее компонент.

В условиях личностно-ориентированного обучения, характеризующегося изменением функций образования, актуальным выступает формирование учебно-организационных умений у младших школьников как личностного, субъектного образования. С позиций субъекта деятельности в организации учения выделяются действия целеполагания, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).

Каждое из них включено в познавательную исследовательскую деятельность школьника, организует её. К сожалению, в начальной школе установилась традиция возрастного разделения функций учителя и ученика. Целеполагание, планирование, контроль и оценка остаются по преимуществу сферами влияния взрослых, не рефлексируются школьниками как действия, требующие обращения к собственному действию с предметами. Таким образом, в младшем школьном возрасте ученики преимущественно осуществляют разнообразные исполнительские действия, являющиеся частью учебной деятельности, но недостаточные для организации и учения и самоорганизации.

Учебно-организационные умения, специально формируемые у младших школьников, способствуют освоению исследовательских действий и в целом учебно-познавательной деятельности. В связи с этим передо мной стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определенный набор учебных умений, необходимый для повышения качества учения; а с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений.

Диаграмма 3

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение количества детей, имеющих средний, достаточно высокий и высокий уровни, при уменьшении количества детей, имеющих низкий и достаточно низкий уровни обобщенного способа организации деятельности. Из таблицы видно, что дети в достаточной мере владеют действиями планирования и исполнительскими действиями, т.к. в течение всего времени обучения формированию этих действий уделялось пристальное внимание в ежедневной работе. В 4 классе мне следует продолжить работу по осознанному овладению детьми действием целеполагания, а также уделить большее внимание формированию действию самоконтроля. В проектной части своей работы я остановлюсь на этой проблеме.

Целенаправленная работа по формированию общеучебных организационных умений, несомненно, дает неплохие результаты по овладению детьми программных требований, что видно из результатов контрольных работ, проверки техники чтения.

Для овладения продуктивной исследовательской деятельностью младшими школьниками необходимо пересмотреть роль учителя.

Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, учитывая основные направления модернизации образования, предполагает формирование ключевых компетенций. В структуре ключевых компетенций должна быть представлена и готовность к самостоятельной исследовательской деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных

Исходя из этого, учитель должен способствовать решению следующих задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;
  • формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности учащихся;
  • формировать навыки работы в команде;
  • развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;
  • формировать навыки самоконтроля.

Курс “Мы и окружающий мир” (авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) носит интегрированный характер. Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении.

На наших уроках становится традицией завершать изучение какой-либо темы творческим отчетом учащихся. Здесь я предоставляю им выбор в определении темы своей работы, то есть даю возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Например, в октябре успешно прошла защита докладов по теме “Природа жаркого пояса (на примере Африки)”. Урок прошел в кабинете информатики с использованием материалов мультимедийного диска “География”, проектора, выводящего на экран все необходимые карты, фотографии, видеофрагменты.

В творческих заданиях по курсу “Мы и окружающий мир” заложены темы, которые могут быть разработаны как ученические проекты. Так, в 2004-2005 учебном году, проект по окружающему миру “Мы в гостях у мира растений”, который был реализован во 2-м полугодии, вышел в финал конкурса “Творческая исследовательская деятельность педагогов и учащихся” в рамках областной научно-практической конференции “Информационные технологии в системе образования Свердловской области”.

Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который был помещён в проект участниками других групп. В целом, по моим наблюдениям и детскому отношению к выполняемой работе, данный проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого ряда образовательных и развивающих задач.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Приложения

Список литературы

  1. Кальней В.М. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель - ученик. Методическое пособие для учителя. - М., 1999.
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003.
  3. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
  4. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. (теория взаимодействия). – М.: Педагогический вестник, 1997.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.