Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Русский язык в 1-м классе по теме "Перенос слов"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Формировать умение переносить слова с учётом особенности слогов.
  2. Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.

Оборудование.

  1. Модели слов с разными случаями переноса.
  2. Рисунок словарного слова.
  3. Костюмы Буратино, Знайки, Незнайки.
  4. Сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дан звонок -
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!

II. Минутка чистописания.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. На доске запись:У М ы л П Ю К

Букву, написание которой мы будем сегодня повторять, вы скажете сами. Она является “лишней” в данном ряду букв.

- На какие группы можно разделить все оставшиеся буквы?

3. На доске запись: Ммаб, Ммвг, …

* Определи порядок написания букв в цепочке.

* Напиши данную цепочку в предложенной последовательности.

(Дети у кого это задание вызвало затруднение, поднимают красную карточку)

Карточки – помощницы.

Ммаб, Ммвг, Ммде, Ммёж, Ммзи.

Мм + следующие буквы в алфавите.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким, вы узнаете из загадки.

Проспит зиму,
Проспит силу.
Весной проснётся –
На волю вернётся,
Ягод наберёт,
Мёду надерёт.
Поворчит, поваляется.
Как зверь называется? (Медведь)

- По каким словам загадки догадались, что это медведь?

(Показ рисунка)

- Что обозначает слово медведь?

- Знаете ли вы, почему медведя так назвали?

(Ответы детей)

Рассказ учителя.

Казалось, что об этом говорить, и так всё ясно: медведь – ведающий мёд. Оказывается не всё так просто.

Греческое и латинское название медведя – арктос и урсус – прижились в языках многих народов.

Почему же наших предков, славян, не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя?

Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя.

Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – не одежда, которую можно накинуть и снова снять. Имя – часть человека, зверя, предмета, притом, может быть, самая важная их часть.

И древние славяне не произносили имени опасного существа, чтобы не призвать его самого.

Ну а как же быть?

А надо вместо настоящего имени создать условное. Древним людям эта выдумка, вероятно, представилась верхом остроумия и даже хитроумия: страшное имя арктос они заменили очень удачным, на их взгляд, псевдонимом медоед ( мед – у - едь, медведь).

Теперь произноси сколько угодно это условное имя – никакой опасности не будет.

Но интересно, что через несколько поколений наши предки, похоже, совсем забыли про это табу, про условное имя, данное дикому зверю.

Слово медведь стало известным, а потому снова опасным. И его понадобилось опять заменить. Можете улыбаться, но даже в наши дни некоторые охотники, выходя на охоту на медведя, стараются даже не произносить слова медведь, заменяя его другим, например называя его просто зверем. Кстати, а вы обратили внимание на то, что в сказках слово медведь чаще всего заменяется кличками типа Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый и т. п. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя.

Вот оказывается, как всё непросто обстоит с медведем.

* Итак, внимательно послушайте и произнесите за мной новое словарное слово – медведь.

* Определите сколько слогов?

* Какой слог ударный, какой безударный?

(Появляется карточка со словом МЕДВЕДЬ)

Мы слово произносили, а теперь посмотрите, как оно пишется.

* Найдите ошибкоопасное место.

* Произнесите слово так, как будем писать.

* Пропишите слово по доске в воздухе. Закройте глаза, пропишите в воздухе.

* Запишите слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный, написание, которого необходимо запомнить.

2. Работа со словарным словом.

1. Поставьте словарное слово в форму множественного числа. Запишите.

2. Допиши пропущенные слоги, правильно прочитай слова:

…ведица.

…вежонок.

…вежий.

- Как называются данные слова?

- Какое слово “лишнее”?

3. Подумай и объясни, когда говорят так:

Медведь на ухо наступил.

Медвежья услуга.

- Как можно перенести слово медведь? Запишите.

Чтобы ещё лучше закрепить правило, послушайте стихотворение – игру.

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима – зи – ма,

Пожар – по – жар,

Коза – ко – за,

Комар – ко – мар.

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса

петушок

трава

парта

цветок

- Как вы считаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно переносить слова?

- Над какой темой, мы будем сегодня работать?

IV. Постановка учебной задачи.

В русском языке много разных “тайн”, в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова: “Всё тайное становится явным”.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Сегодня на уроке наша задача – раскрыть “тайны” случаев переноса слов с одной строки на другую. Я ставлю четыре знака вопроса.

(Доска:

V. “Открытие” детьми нового материала.

1. Послушайте стихотворение А. Шибаева “Как я перенёс слова”.

Едва Укол Опять
я перенёс я перенёс я перенёс
е – два у - кол о - пять
и получил и получил теперь наверно,
за это “2”. За это “1”. будет “5”.

- Как вы думаете мальчик прав? Почему?

* Запишите это слово в тетради, разделите его на слоги

- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?

- Какой сделаем вывод?

Вот раскрыли одну “тайну” переноса слов

- В чём она заключается?

* Приведи свои примеры.

VI. Физминутка.

Учитель называет слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.

Лось, бусы, яма, сани, малина, Аня, весна.

У нас остались ещё три “тайных” вопроса, на которые нужно ответить. На один из этих вопросов нам поможет ответить Буратино.

Буратино. Здравствуйте, ребята! Вчера Мальвина дала мне домашнее задание: разделить слова для переноса, что может быть проще. Я сделал так:

маль - чик

кон - ьки

силь - ный

пал – ьто

- Как вы думаете в каких словах Буратино допустил ошибки при переносе?

- Какой вывод сделаем?

* Запишем слова, которые Буратино перенёс неверно, и правильно разделим их для переноса.

(На доске: ? конь - ки)

- Как нужно переносить слова с Ь ?

* Приведите свои примеры.

- Какое слово, написанное Буратино “лишнее”? Почему?

Ещё одну “тайну” на помогут раскрыть Знайка и Незнайка.

Сценка.

Знайка. Отвечай – ка мне Незнайка,

Как со строки на строку

Их перенести могу?

(Незнайка мелом на доске разделяет слова для переноса: за - йка, ча – йка, ле – йка,

ма – йка)

Знайка. Эх, не зря же ты Не – знайка!

Переносится: только

зай – ка

чай – ка

лей – ка

май – ка.

Не позорь себя Не – знай – ка.

А запомни: чай – ка, зай – ка.

- Ребята, вы поняли, как нужно переносить слова с буквой Й в середине слова?

(На доске ? зай – ка)

* Запиши два слова и правильно раздели их для переноса.

* Приведи свои примеры.

У нас осталась последняя тайна. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Что в них общего?

- Как эти слова можно разделить для переноса?

Доска.

Ванна

Касса

Аллея

Жужжать

- Какое слово “лишнее”?

- Запишите “лишнее” слово в тетрадь разделив его для переноса.

- Какой вывод сделаем?

* Приведите свои примеры.

(Доска ? жуж – жать)

Все выводы вы сделали сами, а теперь давайте прочитаем их в учебнике с. 32.

VII. Первичное закрепление.

1. Прочитайте слова. Можно ли их разделить на группы?

Инна, копейка, Нона, Юля, мыльница, мальчик.

Запиши их в тетрадь:I вариант – имена собственные,

II вариант – имена нарицательные.

2. Напиши слова в форме множественного числа и раздели их для переноса.

Денёк –

Стайка –

Осина –

VIII. Итог

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

- Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?

* Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.

Если где – то в чём – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Дома расскажите, о чём узнали на уроке.