Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Русский язык в 1-м классе по теме "Перенос слов"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Формировать умение переносить слова с учётом особенности слогов.
  2. Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.

Оборудование.

  1. Модели слов с разными случаями переноса.
  2. Рисунок словарного слова.
  3. Костюмы Буратино, Знайки, Незнайки.
  4. Сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дан звонок -
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!

II. Минутка чистописания.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. На доске запись:У М ы л П Ю К

Букву, написание которой мы будем сегодня повторять, вы скажете сами. Она является “лишней” в данном ряду букв.

- На какие группы можно разделить все оставшиеся буквы?

3. На доске запись: Ммаб, Ммвг, …

* Определи порядок написания букв в цепочке.

* Напиши данную цепочку в предложенной последовательности.

(Дети у кого это задание вызвало затруднение, поднимают красную карточку)

Карточки – помощницы.

Ммаб, Ммвг, Ммде, Ммёж, Ммзи.

Мм + следующие буквы в алфавите.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким, вы узнаете из загадки.

Проспит зиму,
Проспит силу.
Весной проснётся –
На волю вернётся,
Ягод наберёт,
Мёду надерёт.
Поворчит, поваляется.
Как зверь называется? (Медведь)

- По каким словам загадки догадались, что это медведь?

(Показ рисунка)

- Что обозначает слово медведь?

- Знаете ли вы, почему медведя так назвали?

(Ответы детей)

Рассказ учителя.

Казалось, что об этом говорить, и так всё ясно: медведь – ведающий мёд. Оказывается не всё так просто.

Греческое и латинское название медведя – арктос и урсус – прижились в языках многих народов.

Почему же наших предков, славян, не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя?

Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя.

Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Имя – не одежда, которую можно накинуть и снова снять. Имя – часть человека, зверя, предмета, притом, может быть, самая важная их часть.

И древние славяне не произносили имени опасного существа, чтобы не призвать его самого.

Ну а как же быть?

А надо вместо настоящего имени создать условное. Древним людям эта выдумка, вероятно, представилась верхом остроумия и даже хитроумия: страшное имя арктос они заменили очень удачным, на их взгляд, псевдонимом медоед ( мед – у - едь, медведь).

Теперь произноси сколько угодно это условное имя – никакой опасности не будет.

Но интересно, что через несколько поколений наши предки, похоже, совсем забыли про это табу, про условное имя, данное дикому зверю.

Слово медведь стало известным, а потому снова опасным. И его понадобилось опять заменить. Можете улыбаться, но даже в наши дни некоторые охотники, выходя на охоту на медведя, стараются даже не произносить слова медведь, заменяя его другим, например называя его просто зверем. Кстати, а вы обратили внимание на то, что в сказках слово медведь чаще всего заменяется кличками типа Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый и т. п. Может быть, это тоже попытка скрыть истинное название зверя.

Вот оказывается, как всё непросто обстоит с медведем.

* Итак, внимательно послушайте и произнесите за мной новое словарное слово – медведь.

* Определите сколько слогов?

* Какой слог ударный, какой безударный?

(Появляется карточка со словом МЕДВЕДЬ)

Мы слово произносили, а теперь посмотрите, как оно пишется.

* Найдите ошибкоопасное место.

* Произнесите слово так, как будем писать.

* Пропишите слово по доске в воздухе. Закройте глаза, пропишите в воздухе.

* Запишите слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный, написание, которого необходимо запомнить.

2. Работа со словарным словом.

1. Поставьте словарное слово в форму множественного числа. Запишите.

2. Допиши пропущенные слоги, правильно прочитай слова:

…ведица.

…вежонок.

…вежий.

- Как называются данные слова?

- Какое слово “лишнее”?

3. Подумай и объясни, когда говорят так:

Медведь на ухо наступил.

Медвежья услуга.

- Как можно перенести слово медведь? Запишите.

Чтобы ещё лучше закрепить правило, послушайте стихотворение – игру.

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:

Зима – зи – ма,

Пожар – по – жар,

Коза – ко – за,

Комар – ко – мар.

Здесь порядок очень строгий,

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

- А теперь попробуйте сами разделить слова для переноса: лиса

петушок

трава

парта

цветок

- Как вы считаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно переносить слова?

- Над какой темой, мы будем сегодня работать?

IV. Постановка учебной задачи.

В русском языке много разных “тайн”, в том числе и о случаях переноса. Поэтому эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова: “Всё тайное становится явным”.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Сегодня на уроке наша задача – раскрыть “тайны” случаев переноса слов с одной строки на другую. Я ставлю четыре знака вопроса.

(Доска:

V. “Открытие” детьми нового материала.

1. Послушайте стихотворение А. Шибаева “Как я перенёс слова”.

Едва Укол Опять
я перенёс я перенёс я перенёс
е – два у - кол о - пять
и получил и получил теперь наверно,
за это “2”. За это “1”. будет “5”.

- Как вы думаете мальчик прав? Почему?

* Запишите это слово в тетради, разделите его на слоги

- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?

- Какой