Использование образов для формирования логического мышления на уроках химии в вечерней школе при исправительном учереждении

Разделы: Химия


“Тюрьма - ремесло окаянное, и работать в ней должны люди твёрдые, но добрые и весёлые”.
Пётр Первый

Известно, что функция левого полушария - приём и обработка вербально -знаковой информации с компонентами чтения и счёта.

Мыслительный процесс, приводящий к получению новой информации об отношениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. По этому поводу Б. Паскаль в своё время писал: “Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. У сердца свои законы, которых разум не знает”.

Поскольку школа усматривает одну из главных своих задач в развитии и тренировке логического мышления, то все усилия педагогов часто оказываются направленными на стимуляцию “левополушарных” возможностей, и видимо, в значительной мере именно этими усилиями объясняется сдвиг ассиметрии влево. Исследования показывают, что преобладание левого полушария наблюдается у 80% школьников.

Учащиеся вечерней школы при исправительном учреждении изначально педагогически запущены. У них снижены потенциальные возможности обоих компонентов мышления. И это оставляет определённые шансы за “правополушарными” способностями, которые легче пробудить к жизни.

Многие согласятся с тем, что школьные программы по химии слабо соотнесены с реальными психическими возможностями обучаемости значительной части подростков, а потому до 50% учащихся испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. В дневной школе к 6-7кл.учащиеся утрачивают интерес к учебной деятельности. В вечерней школе при исправительной колонии учащиеся(18-30-летние молодые люди)

обладают низким уровнем образования, незначительными коммуникативными навыками, стойкое отрицание, за редким исключением, учебного труда как такового.

Философы, педагоги и психологи едины в утверждении: эффективность познавательной деятельности непосредственно зависит от степени её мотивированности. “Всякий труд осмыслен и свободен только тогда, когда он осознаётся …как моя собственная, чисто личная потребность” (А.Ф.Лосев)

В психолого-педагогической литературе рассматривается мотивация не только как побуждение или состояние, определяемое избирательной направленностью учащихся на усвоение учебного содержания, но как сложный, многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы волевые, познавательные и эмоциональные составляющие.

В структуру мотивационной сферы входят потребности, мотивы, цели и интересы, среди которых главной характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на предмет. Мотивы, как известно, формируются эффективно лишь в единстве с другими элементами мотивационной сферы (потребностями, целями, интересами).

Наши учащиеся-осуждённые не имеют никаких учебно-познавательных потребностей и возможностей. Дедуктивные и индуктивные виды умозаключений (что предлагается в учебно-методической литературе) для них малопродуктивны.

Для нашей школы наибольший интерес представляет “потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную активность” (Л.И.Божович).

Познавательная активность не сформирована у наших учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация – источник многих проблем. Это и “обучение без вопросов”, неприятие навязываемых целей учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, но и открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность. Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в целом – мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную окрашенность учебной информации.

При организации учебной деятельности важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая мотивационная тенденция. Одни ученики, но их в нашей школе мало, преимущественно руководствуются мотивом достижения; другие – мотивом избегания неудач. У части учеников нет и этого мотива. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач – с защитным поведением и тревожностью. У большинства наших учеников снижен уровень притязаний в учебной деятельности. Иногда приходится ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности усилий, которые якобы приложены учеником к решению конкретной учебной задачи.

Ученики нашей школы имели в своём прошлом учебном опыте переживание неуспеха. И сегодня многие из них заранее уверены в том, что его обязательно постигнет учебная неудача.

Не убеждает таких учеников утверждение учителя в том, что его неуспех обусловлен не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий. Не срабатывает и формальное следствие процесса познания – оценка, отсутствие обязательного выпускного экзамена.

Поэтому в практике работы результативно подведение учащихся под традуктивный вид умозаключений, т.е. использование сравнений и аналогий. К примеру, при изучении знаков химических элементов рассказываю “Сны наяву”, где сравниваются формы знаков химических элементов с известными в жизни предметами, животными и т. д. (символ химического элемента серы - со змеёй, вольфрама – с нитью накала лампочки); а способы разделения смесей изучаем по путешествию крупинки соли в океане. При изучении некоторых программных материалов по отдельным элементам или веществам использую стихотворные произведения преподавателя Новосибирского аэролицея Шабалиной Н.К. В канву урока включаю фрагменты из литературных произведений. Это оживляет рассказ, привлекает внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Образная, яркая речь художественного произведения повышает эмоциональность восприятия. Произведения художественной литературы совершенствуют образное мышление учащихся и оказывает благотворное влияние на развитие их воображения. (Ж.Верн “Таинственный остров”,А.Беляев “Продавец воздуха”,Е. Фёдоров “ Каменный пояс”).

Строение атома, молекулы простых и сложных веществ образно воспринимаются, когда собираются шаростержневые модели, при этом осознаётся их качественный и количественный состав.

Но суть происходящих реакций на молекулярном уровне представить может не каждый. Атом, молекула, электрон – это полная абстракция. Бывают ситуации, когда долгие объяснения учителя остаются бесплодными, т. к. учащиеся не могут представить, о чём идёт речь. На помощь здесь также могут прийти наглядные пособия, отражающие суть вещей посредством моделей, они помогают перейти от конкретного к абстрактному.

Достаточно сложно объяснить строение молекул углеводородов, хотя во всех учебниках есть и рисунки ,и таблицы. Шаростержневые модели хорошо передают взаимное расположение атомов, направление связей, но создают неправильное представление о заполнении внутримолекулярного пространства. Эта проблема решается использованием плоских моделей электронных орбиталей из картона.

Большую роль в восприятии учебного материала играют опорные сигналы-схемы. Они могут быть яркими, чтобы вызвать соответствующие образы, или более схематичными, но где наглядно просматриваются причино-следственные и логические связи между блоками изучаемого материала (коррозия металлов, железо, кислород, водород, типы кристаллических решёток).

В условиях школы при исправительном учреждении данная методика сводится к рассказу и его сопровождению готовыми рисунками. Рисовать самим, сочинять считается зазорным, но слушают и рассматривают всё с интересом. На эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету оказывает действие элемент нестабильности, т.к. за учебный год списочный состав класса обновляется наполовину. Среди вновь зачисленных появляются отдельные учащиеся с позитивным отношением к выполнению творческих заданий, что даёт возможность использовать поощрение и активизировать процесс обучения.

Итак, образность и эмоциональная окрашенность материала является важной составляющей урока в школе при ИУ, где результативен традуктивный вид умозаключений. Методику обучения необходимо сопровождать всевозможными средствами, создающими образ.