Народное творчество, традиции, как средство формирования экологической культуры детей

Разделы: Экология


Отчуждение от природы, игнорирование её законов, нещадная эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам, в конечном итоге привели к тяжелым экологическим последствиям. Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие промышленности изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы.
Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, конечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, поэтому нужно формировать новые экологические традиции, не забывая старые.
Все эти условия привели к необходимости создания программы, реализация которой будет способствовать не только повышению экологической культуры детей, но и их духовному обогащению. Создание программы «Юные экологи» (приложение 1) обусловлено и целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру. А в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал экологического воспитания и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок (приложение 6), пословиц на любом учебном занятии – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.
Программа дополнительного образования детей «Юные экологи» направлена на повышение экологической культуры детей через включение в учебный материал народных сказок, пословиц и поговорок, загадок, легенд, ведь в них содержится колоссальный опыт наших предков, которые тысячелетиями наблюдали, сопоставляли, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним (приложение 8, приложение 9).
В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.
Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств воспитания экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество. Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.
В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.
Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».
И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Важное место отводится загадкам (приложение 2). Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с древних времён представляют великолепный учебный материал. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий школьников сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.
Особое внимание уделяется пословицам (приложение 3), в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.
Народная память хранит множество примет (приложение 4), которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.
Огромным педагогическим потенциалом обладают сказки (приложение 5). Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.
Большое воспитательное значение в экологическом воспитании имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.
У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у малых этносов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли выжить, а особенно в наших климатических условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры коренных жителей: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой.
В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что окружающий мир и человек созданы по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это не возможно пока человек:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Основными идеями всей деятельности являются:

  • идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);
  • идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);
  • идея труда в преобразовании окружающей среды.

А изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.
Образовательная программа «Юные экологи» направлена на повышение экологической культуры детей, а включение в содержание учебного материала мифов, легенд, сказок, пословиц и поговорок, одухотворённых и очеловеченных образов природы настраивает ребёнка на особое отношение к природе – как живой, нуждающейся в участии человека, взаимодействующей с ним. При этом учитывается и то, что самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребёнка к природе и обществу. Природная чувствительность его направлена на познание окружающего мира, в первую очередь, природного, на активное присвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Знакомясь с народным творчеством, ребёнок на чувственном уровне получает представления об окружающем мире.
Дети изучают произведения народного творчества, традиции, знакомятся с предметами прикладного творчества на протяжении всего курса. При изучении раздела о неживой природе дети знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.
С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.
Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.
В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважение отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности. Дети знакомятся и с праздниками народов Севера, которые и в настоящее время верно хранят экологические заветы и традиции предков.
Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, практические занятия, праздники. Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.
При работе со сказками дети читают, прослушивают, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные учебные задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование. При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Ребята учатся и сами составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.
При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.
На занятиях по программе «Юные экологи» проводятся и практические занятия по изучению и изготовлению предметов прикладного искусства. Дети не только изучают природные ископаемые, но и знакомятся с тем, как народ использовал их в своих промыслах.
При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни (приложение 7), пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.
Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать более творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого учебная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.
В основу написания программы «Юные экологи», кроме литературных источников с произведениями народного творчества и обобщенного собственного опыта работы с младшими школьниками, знания общеобразовательных программ по природоведению легли и научно-популярные издания: «Экологическое образование», «Биология в школе», «Начальная школа».
Программа «Юные экологи» может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продлённого дня, воспитателями старших и подготовительных групп учреждений дошкольного образования; в тех учреждениях, где пришло понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. И особую роль в этом занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст.
Формирование экологической культуры школьников через использование произведений народного творчества возможно при выполнении следующих условий:

  • наличие литературы или копилки с народными загадками, пословицами и поговорками, сказками, мифами и поверьями, скороговорками, приметами;
  • наличие сценариев и описаний традиций и праздников;
  • владение педагогом художественными средствами, артистизмом, высоким педагогическим мастерством;
  • активное участие всех ребят.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.
Данный опыт работы даёт возможность:

  • разнообразить методы и формы экологического воспитания;
  • привлечения большего количества детей к изучению своей культуры;
  • углубления эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитания чувства патриотизма у детей с раннего школьного возраста.