Проектная деятельность учащихся при изучении иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как педагогическая технология метод проектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Алгоритм  работы над учебным проектом (приложение 1)

Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту — совершенно особые.
Проект – это  “пять П”:

  • проблема,
  • проектирование (планирование),
  • поиск информации,
  • продукт,
  • презентация.

П 1 необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. Данный этап работы состоит из постановки проблемы и выдвижения гипотез.
П 2 выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
П 3 –  каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной  деятельнос­ти — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, структурирована и представлена участниками проектной группы.
П 4 результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.
П 5 подготовленный продукт должен быть представлен (презентован) заказчику и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. На этом этапе решается следующие задачи: выбор презентации, подготовки презентации, сама презентация и обязательно самооценка и самоанализ.

Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Преимущества:

  • учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить  и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества;
  • профессиональное самоопределение; именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания;
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные  способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

В своей педагогической деятельности я использую разные виды проектов.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разно­образна: учебное пособие для кабинета иностранного языка по изучаемой теме, или просто наглядное пособие, компьютерная презентация учебного материала, газета, макет и др.  Мои учащиеся подготовили учебное пособие по теме “Австрия” (с компьютерной презентацией и на бумажном носителе), компьютерные презентации: “Рождество в Германии”, “Берлин”, подготовили праздники: “Рождество”, “Валентинов день”, “Выпускной бал в 4 классе”.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
Примеры из практики: исследовательские работы старшеклассников: “Сниженная лексика в современном немецком языке; источники пополнения в молодежном сленге”, “Синонимия немецкого языка. Как правильно выбрать слово?”, “Развитие туризма в Германии”,   “Программа “Aur-pair” в Германии” и др.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории. Результат информационного поиска: статья, реферат, доклад, аннотация, презентация.
На уроках иностранного языка  учащиеся выступают с  рефератами по различным темам: “Наука и культура Германии”, “Известные немецкие писатели”, “И.В.Гёте”, “Праздники в Германии” и др. Выступления строятся как на немецком языке, так и на русском, в зависимости от уровня подготовки и профиля класса.

4. Творческий проект: видеофильмы, театрализации, постановка спектакля к Новому году, к выпускному балу в 4-м классе.

5. Ролевой проект. В данном случае суть проекта заключается в подготовке и  разучивании диалогов на повседневные темы и использовании их на практике. Подготовка и проведение встреч, организация конференций с преподавателями и  студентами из Германии
Самый глобальный проект этого вида - подготовка детей для поездки в Германию и осуществление этой поездки.

Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения  подразделяются на мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. Все виды проектов могут эффективно использоваться при изучении иностранного языка.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Например, проект на 10 минут.

Тема: “Правила для учеников и учителей”
Учебный предмет: английский язык.
Участники: ученики 5 класса (в группах по 5 человек).
Продолжительность: 10 минут.
Педагогическая цель: тренировка навыков письменной речи.
Продукт. 1. Правила для учащихся. 2. Правила для учителей.

Ход проекта
На уроке английского языка учащимся предлагается 2 проекта: одной группе - составить “Правила для учителей” с точки зрения учеников, другой -  “Правила для учащихся”. Учащиеся при подготовке проекта подбирают необходимые английские  фразы  из упражнений учебника, используют также  изученные ранее выражения, комбинируют их и  записывают на плакат. Затем представители от каждой группы презентуют свои варианты, а другая группа выражает свое согласие или несогласие.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности  участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Например,  в 10 классе за 3 урока было подготовлено пособие для  учащихся среднего звена по изучению темы “Австрия”.

Тема: “Австрия”
Учебный предмет: немецкий язык.
Участники: ученики 10 класса.
Продолжительность: 3 урока.
Цель: создание учебного пособия по теме “Австрия”.
Продукты. 1. Учебное пособие по теме “Австрия” (включающее тексты по разделам: географическое положение, индустрия и сельское хозяйство, наука и культура, достопримечательности, вопросы и задания к ним). 2. Презентация на компьютере (приложение 2).

Ход работы над проектом
1 урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп, планирование действий,  сбор информации по своим элементам (подбор текстов и иллюстраций к ним). Домашнее задание: печатание и сканирование, использование материалов из  Интернета или библиотеки.
2 урок: отчеты групп по собранной информации, структурирование найденного материала, определение продуктов и форм презентации. Учитель обсуждает с каждым  его роль на заключительном этапе. Дома - доработка материала.
3 урок: презентация готового проекта, его обсуждение и оценка, оценка участия каждого в проекте, предложения по совершенствованию проекта.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (экскурсии и экспедиции,  видеосъёмки и др). Всё это в сочетании с глубоким “погружением” в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Тема: “Рождество в англоязычных странах”
Предмет: английский язык.
Участники: ученики 4 класса.
Продолжительность: 6 дней.
Цель: подготовка праздника “Рождество” для учащихся 4-х классов.
Продукт: программа праздника и его проведение.

Ход проекта
До начала проектной недели учитель  познакомил  учащихся с историей Рождества и его   обычаями. В первый день учащиеся составили план проекта.  Решили во время праздника провести конкурс на лучший  рождественский атрибут: лучший сапожок, лучший венок, лучшую свечу.  Разбились на группы: 1) по подготовке сценария праздника и разучиванию слов,  2) по подготовке конкурса, 3) по оформлению и подготовке дипломов для награждения победителей и участников.
В последний день проектной недели был проведен праздник. Ведущие рассказали об истории и праздновании Рождества. Другие ребята провели игры с детьми, пели песни. Затем было проведено награждение участников конкурса. Все проходило на английском языке (приложение 3).

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и  индивидуально.
Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Роль учителя - руководство научно-исследовательской работой учащихся.

Выводы

1. Использование метода проектов  способствует реализации ряда важных задач:

  • занятия не ограничиваются приобретением определенных  знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка;
  • учащиеся получают возможность осущест­влять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.

2. Систематическое использование метода  проектов при обучении иностранному языку  способствует  увеличению скорости чтения, улучшению качества перевода; совершенствуется работа со словарем и др. источниками, устная и письменная речь; расширяется кругозор; развиваются коммуникативные навыки, умение вести беседу на языке. Проектный метод дает большие возможности для устной практики, улучшаются навыки компьютерной обработки текстовой информации.
В процессе работы над проектом развивается интерес к языку, творческое  мышление и самостоятельность.