Интегрированный урок по математике и истории "Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика, История и обществознание


Цели урока:

  1. обучающая: Сформировать у учащихся навыки решения задач с помощью уравнений. Познакомить учащихся с фрагментами истории Отечества.
  2. развивающая: Развить интерес к предмету математика и история.
  3. воспитательная: Воспитывать у учащихся внимательность, уважение к труду, аккуратность.

Оформление: Приложение 1.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка опорных знаний учащихся.
  3. Решение уравнений.
  4. Историческая страничка.
  5. Итог урока.

Ход урока

1) УЧ. М. Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины.
Прошлое народа, страны , человечества изучает наука история. Сегодняшний урок мы проведем вместе с учителем истории.

УЧ.И. Конечно, обо всем, что произошло в нашем государстве более чем за тысячу лет его существования, за два урока не расскажешь. Вы познакомитесь лишь с отдельными страницами отечественной истории, но и они приоткроют бездонный колодец времени.

УЧ.М. Мы надеемся, что обращение к родной истории не только побудит вас глубже изучить прошлое отчизны, но и заставит внимательнее и бережнее относиться к тому, что вас окружает: будь то старинная книга, покосившаяся изба или заросший бурьяном еле заметный овраг…

УЧ.И. Все это- послания былой жизни, понять которые нужно, чтобы яснее разобраться в самом себе и в дне сегодняшнем. А наше сегодняшнее завтра станет вчерашним, а потом и прошлым, т.е. ИСТОРИЕЙ. И то, что сделано или не сделано нами сегодня, непременно отразится в будущем: добром или злом для наших потомков. Помните об этом всегда.

УЧ.М. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и как бы стать участником былых событий нам помогут задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и древним мастерам, зодчим и конструкторам, градостроителям и ремесленникам. И вам, как и им, нужно будет применить смекалку и находчивость, точный расчет и чувство гармонии.

2) Поэтому нам понадобятся знания из теории уравнений.

Вопросы учащимся:

  1. Что называют уравнением?
  2. Дайте определение корня уравнения.
  3. Что значит решить уравнение?
  4. Какие уравнения называют равносильными?
  5. Сформулируйте правила решения уравнений.

«Не ошибись, решив 10 примеров»

Ответ каждого предыдущего примера подставь в следующий.

Все у кого получился итоговый ответ равный 5 и получает её в журнал.

Перед вами находится алгоритм решения задач с помощью уравнений.

УЧ.М.

Решение задач мы сегодня свяжем со сведениями о народных мастерах, ремесленниках. При этом хочется объединить два города России, две столицы Москву и Челябинск.
Москва- современный, большой, красивый город. И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком. Из безвестного поселения 11 века, Москва 12 века выросла в пограничный городок Владимирского княжества. Москва 15 века была деревянным городом.
Жители Москвы, когда им надо было что-то купить, шли на Великий торг, т.е.на Красную площадь или в торговые ряды рядом с ней. Рядов было много и в каждом из них торговали только одним товаром: в сарафанном ряду продавали только сарафаны, а в завязочном- разную тесьму.
Иностранцы, посетившие Москву в 17 веке. удивлялись обширности торговых рядов и множеству лавок в них. Вещи, изготовляемые российскими мастерами, были необыкновенно хороши.

Вопрос: Почему площадь называлась Красной?

(ответ: Пустырь к востоку от Кремля начали называть Красной, т.е. Красивой, площадью в 60-х годах 17 века .К этому времени выросли нарядные завершения на кремлевских башнях, заиграли часы на Спасской башне, появились Торговые ряды. Однако и в 17 веке Красная площадь не была замощена. В дождь она покрывалась вязкой грязью, через которую можно было пройти только по двум настилам из бревен. Только в 1804 площадь вымостили булыжником. И лишь в начале 20 века на ней появились фонари.).

Вместе.

УЧ.И.

В 13в на Руси произошли три очень важных события. Вычислите даты этих событий и попробуйте вспомнить, что свершилось на Руси в эти годы.
УЧ.М

(Вычислите 3 последовательных четных числа, если известно, что их сумма равна 3720.

n+n+2+n+4=3720
3n=3714
n=1238 - нашествие Батыя на Москву; УЧ.И. 1240 - Невская битва; 1242 - Ледовое побоище.)

УЧ.И.

Челябинск – столица Южного Урала, миллионный город. Зарождался город из маленькой пограничной крепости 18 века. Постепенно в 1743г. стал центром Исеткой провинции. В 1781г. она была ликвидирована и Челябинск стал уездным городом. А в 1891г. происходит событие, благодаря которому изменилась судьба Челябинска. Что это за событие, давайте подумаем вместе. Конечно это постройка железной дороги.

Историческая справка.

По своему внешнему виду город походит на большую деревню, в которой вдруг разбогатели обыватели. Город застраивался хаотично, и только к концу 19 века удалось выровнять улицы. Главными из них были ул. Большая (Цвилинга) и Уфимская (Кирова). Между ними располагалась торговая площадь .Но весной и ненастную погоду даже в центре города путешествие возможно только в особых, специальных челябинских калошах.
К концу 19 века сложились основные сословные группы: мещане, купцы и ремесленники. Им и будет суждено превратить Челябинск в торгово-промышленный центр. Какая разница во времени создания этих городов, но как похожа их история развития.

Ремесленники

УЧ.И Много ремесел существовало в старой Руси. Сегодня речь пойдет о некоторых из них. Но сначала подумаем, кто такие ремесленники?
УЧ.М.В середине 19 века Челябинск занял прочное место в ярмарочной торговле Урала: торговали хлебом и скотоводческой продукцией. 4 раза в год город превращался в сплошной базар. Поэтому на Урале существуют такие ремесла, как:

Кожевники - мастера по выделыванию кож животных и пошиву из них.

(Устно) Задача 1.

Кожевенных заводов в Челябе было 5, на которых выделано кож на 3035 рублей серебром. Ценность кож 2 рубля серебром за шкуру. Сколько шкур выделывал один завод?

Решение:

1) На сколько рублей выделано кож каждым заводом?
3035 : 5 = 607 руб.

2) Если одна –это 2 руб, то х-это 607 руб. Составляем пропорцию.
Х= 607 : 2 = 304 приблизительно.

Задача 2.

В 1862 году в Челябе салотопенными заводами выделано материалов на 17745рублей серебром., а мыловаренными заводами на 665 рублей больше, чем кожевенными. Какой доход приносили мыловаренные и кожевенные заводы, если общая ценность обработанных продуктов составила 24180 рублей?
Х- кож.
(Х+665) –мыл.
х+х+665 +17445=24180.
х=3035
3035+665=3700руб.

УЧ.И. К народным мастерам относятся и пекари. Хлеб в Москве 16 века выпекали в основном черный из ржаной муки. Пшеницу тогда в России не выращивали и белая мука была привозная, а хлеб из нее стоил дорого.

Задача 3.

В 1638г. в Москве работало пирожников на 43 человека меньше, чем калачников, а хлебников - на 19 больше, чем пирожников. Сколько мастеров каждой профессии работало в Москве, если известно, что всего их было 167 человек?

Решение:

К - х
П - (х - 43)
Х - (х - 43)+19
Т.к. всего 167, то х - 43 + х - 43 +19 + х=167
3х - 67=167
3х=234
х=78
78 - 43=35 и 35 + 19=54.

УЧ.И.

Кузнецы - это мастера, выковывающие вещи из железа и других металлов. Кузнецы по железу изготавливающие щиты назывались щитниками, кольчуги- бронниками, иголки для шитья- игольниками. Кузнецы, которые ковали броню, жили на Бронной улице; котлы – на Котельнической набережной, таганы - в Таганской слободе.

Задача 4.

В 1638г. в Москве броню и латы ковало на 5 кузнецов меньше, чем ковало самопалы. Число кузнецов, ковавших замки, составило 0,25 от числа кузнецов, ковавших латы и броню. Иголки ковало на 4 человека больше, чем замки. Вычислите количество кузнецов, занятых изготовлением каждого вида изделий, если известно, что самопалы ковало на 10 мастеров больше, чем иголки.

Решение:

Б и Л = х
С = (х + 5)
З= 0,25х
И= 0,25х + 4

Так как Самопалы ковало на 10 больше, чем иголки, то составим уравнение:

х + 5 - 0,25х - 4=10
0,75х + 1=10
х=12

С=12+5=17; З=0,25*12=3; И=3+4=7.

УЧ.И. В 18 веке на Урале, не знавшем производства металлов, заработали доменные и медеплавильные печи.

(В связи с чем это произошло? Т.к. правил Петр 1.)

Задача 5.

В 1775г. на Урале действовало много металлоплавильных печей, из которых число медеплавильных составило 0,75 от числа всех печей, остальные же печи были чугуноплавильные. Сколько печей плавило металл на Урале в 1725 г., если известно, что медеплавильных было на 40 больше, чем чугуноплавильных?

Решение:

х - всего
0,75х – мед.
( 0,75х - 40) – чуг.
0,75х + 0,75х - 40=х
1,5х - 40=х
1,5х - х=40
0,5х=40
х=80

УЧ.И. Плотники или рубленники были самыми нужными мастерами в старой России. Без срубленных ими домов и храмов, без мебели и бочек, саней и телег никто обойтись не мог. На Руси бытовало мнение, что жить в деревянном доме здоровее, чем в каменном. Ставили избы в несколько житл – этажей. В нижнем этаже – подклети – хранили припасы; на втором – в горнице- жили; женщины жили и работали в светлицах. В 1701г. Петр1 приказал земскому приказу составить список всех дворов в Москве. В 1760г. обследовали более 70 городов и установили, что в 55 из них не было ни одного каменного дома. По этим данным была составлена задача.

Задача 6.

В 1701г. в Москве в Земляном городе было дворов на 1277 больше, чем за его валом. В Белом городе – на 4862 двора меньше, чем в Земляном. В Китай-городе – на 2260 дворов меньше, чем в Белом. В Кремле – на 229 дворов меньше, чем в Китай городе. Сколько дворов было в каждой части Москвы, если известно, что в Кремле и Земляном городе было 7437 дворов?

Решение:

Всего – х
З – (х+1277)
Б – (х+1277-4862)
Кит. - (х+1277-4862-2260)
Кр. - (х+1277-4862-2260-229)
Так как в Кр. и З. 7437 дворов, то х - 6074 + х + 1277=7437
2х - 4797=7437
2х=12234
х=6117
З - 6117+1277=7394; Б-2532; Кит.-272; Кр.- 43.

УЧ.И. Гончары делали из глины горшки, миски, кувшины, различные игрушки. Изделия из глины были дешевыми и потому получили широкое распространение. В 14 веке начали изготавливать красную черепицу, в 16 в. – мореную черепицу, ей покрывали крыши домов. Сохранились документы, по которым можно узнать, какие заказы выполняли гончары, а к началу 18 века их было 245 человек.

Задача 7.

Братья Рудаковы изготовили 75 тыс. черепицы. Из нее 20% зеленого цвета, остальная – красного и синего. Какое количество черепицы каждого цвета изготовили черепичники, если известно, что количество изготовленной ими черепицы красного цвета составляло 50% от количества сделанной ими черепицы синего цвета?

Решение:

З.- 20% от 75=0,20*75=15
К – 50% от Х
С – х
Так как всего75, то

х+0,50х+15=75
1,5х=60
х=40
К =0,50*40=20;

Вместе.

УЧ.И Много ремесленников самых разных профессий жили и работали на Руси.
УЧ.М. И чем бы они ни занимались – отливали свечи или ткали холсты, УЧ.И писали иконы или делали ювелирные изделия, всегда ценилось мастерство
УЧ.М мастерство - умение делать вещи нужные, добротные и красивые, добрым людям на загляденье.