Занятие в форме КВН по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Пояснительная записка

Занятие направлено на расширение знаний детей о родном городе, о национальных традициях, воспитание гордости и любви к городу, стране.
Использование на занятии поисково-занимательных, творческих задач позволяет научить детей управлять собой в сложных ситуациях. Используются иллюстрации, художественное слово, рассказы.
Для развития воображения, фантазии используется строительный материал.
Особое внимание уделяется развитию речи детей, умению выступать публично.
Привлечение родителей к участию в жизни и деятельности детского сада, позволяет повысить их интерес к обучению собственных детей.
Игровые приемы создают благоприятные условия для развития общения детей, способности к наблюдению, включению в образовательный процесс.

Задачи по развитию познавательных способностей:

  • обобщить, закрепить и расширить знания детей об округе, городе Муравленко и его достопримечательностях;
  • учить правильно называть и различать архитектурные сооружения;
  • совершенствовать умения решать арифметические действия, составлять целое из частей;
  • продолжить расширять знания детей о национально-региональном компоненте;
  • развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
  • развивать у детей информационно-коммуникативные компетенции.

Задачи по развитию речи детей:

  • развивать связную речь детей;
  • совершенствовать монологическую речь, ее интонационную выразительность;
  • развивать умение выступать публично.

Воспитательные задачи:

  • формировать чувство любви и гордости за родной город;
  • развивать умение оценивать себя, свои ошибки (свою картинку сверять с картинкой на экране);
  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, в том числе и к природе родного края;
  • привлечь родителей к участию в жизни сада, обучению и воспитанию детей и взаимодействию;
  • продолжать поддерживать интерес родителей к образованию собственных детей

Оборудование: мольберт, математические таблицы, разрезные картинки с изображением архитектурных сооружений, картинки с ягодами, строительный материал, фонотека, компьютер, проектор.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с видами города, беседы о коренных жителях и их деятельности, экскурсии с родителями в музей и по городу, совместные рисунки с родителями любимых мест родного города

Ход занятия

Ведущий: Всем! Всем! Всем! Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Команда детей и команда родителей. Встречайте команду «Полярная звезда» (под музыку и аплодисменты входит первая команда) встречайте их соперников команду «Северное сияние».
Разрешите представить членов жюри.
Капитаны представляет команды.

1 конкурс «Разминка» - оценивается 5 баллов

Команды быстро дают ответы на вопросы. Засчитываются те ответы, которые даются полными предложениями.

  • Назовите город, который является центром нашего округа. (Салехард)
  • Как переводится с ненецкого слово «Ямал»? (край земли)
  • Назовите самую большую реку округа. (Обь)
  • Когда на севере ночь похожа на день? (летом)
  • В честь кого назван наш город? (Муравленко) Кто такой был В.И. Муравленко?
  • Что означают ключи на гербе нашего города? (Содружество горожан, форму национального чума)
  • Как зовут главу нашего города? (В.А. Быковский)
  • Послушайте что это за музыка? (Звучит гимн г. Муравленко)

Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Продолжаем КВН.

Второй конкурс «Отгадай что изображено». Конкурс оценивается в 5 баллов.

Обеим командам раздаются разрезанные картинки с достопримечательностями города Муравленко. Вам необходимо собрать из частей целую картинку и сопоставить с картинкой на проекторе (Приложение 1 – на экране слайды с изображениями города). Затем рассказать, что изображено и назначения этого здания или сооружения.

Слово жюри, Музыкальная пауза.

Ведущий:

Третий конкурс «Собери ягоды». Конкурс оценивается в 6 баллов.

Все вы любите ходить в лес? А грибы и ягоды собираете?
Командам предлагается собрать только те ягоды на картинках, которые растут у нас в лесу, назвать и сравнить с ягодами, изображенными на экране. (Приложение 2)

Ведущий:

Четвертый конкурс домашнее задание. «Колесо истории». Конкурс оценивается в 7 баллов

Родителям предлагается рассказать о нашем городе, а команде детей о коренных жителях (рассказ сопровождается слайдами на экране)

Рассказ детей: (слайдовое сопровождение – Приложение 3) Местное население нашего края ненцы и ханты. Занимаются охотой, рыбной ловлей и оленеводством. Но главное для них оленеводство. Они едят оленину, шьют одежду и обувь из оленьей шкуры. Основной материал для пошива у ненцев и хантов шкура оленей. Верхняя одежда у женщин называется мушка, а у мужчин – малица.
Чум – переносное жилье. Его можно собрать и перевезти на другое место. Транспортом для них являются олени, запряженные в нарты.
У хантов и ненцев свои песни, сказки, танцы о волшебниках, великанах, животных.
Они любят играть. Национальные игры – это гонки в оленьих упряжках, метание аркана, топора, прыжки через нарты. Традиционный праздник в нашем городе – День оленевода, где и проводятся эти игры в Парке Культуры.
Мы должны не только знакомиться, но и уважать образ жизни, культуру коренного населения.

Рассказ родителей: (слайдовое сопровождение – Приложение 4) Среди болот, озер, на песке построили город Муравленко. Земли вокруг города относятся к Пуровскому району ЯНАО. Городу 23 года. Живут в городе Муравленко добрые, мужественные люди разных профессий – нефтяники, строители, медики, учителя, энергетики.
Наш город назван в честь выдающегося человека, который первый проложил дорогу в будущее – это В.И. Муравленко.
27 октября 1982 году – первыми прибыла бригада строителей. Они готовили на костре, строили общежития. В 1984 году население поселка составляло уже 2 тысячи человек. Со всей страны сюда ехали специалисты – нефтяники, строители, врачи, учителя и другие.
В 1990 году были построены больницы, школы, детские сады, магазины. В 1991 году поселку был присвоен статус города.
Большой вклад внесла городская Дума и мэр города В.А. Быковский. Для детей построили детские площадки, парк отдыха, где проходят все городские праздники. За эти годы город вырос и преобразился.

Ведущий: Пока жюри оценивает конкурс, у нас музыкальная пауза. Участникам и зрителям предлагается станцевать танец «Маленьких утят».

Слово жюри.

Ведущий:

Пятый конкурс «Капитанов». Конкурс оценивается в 8 баллов.

Капитанам необходимо решить примеры и узнать в каком году был основан наш город и в каком отметил свой двадцатилетний юбилей.
Один столбик решает команда «Северное сияние», другой «Полярная звезда»

12-11=

1

5-3=

2

4+5=

9

7-7=

0

19-11=

8

9-9=

0

17-13=

4

8-4=

4

Жюри оценивает конкурс капитанов.

Ведущий: Заключительный шестой конкурс оценивается в 10 баллов.
Обеим командам из строительного материала необходимо построить город будущего (каким бы вы хотели видеть в будущем наш город). Команды советуются и приступают к работе.
А пока команды занимаются строительством дети зрители рассказывают стихотворения о нашем городе.

О городе

1.
В краю далеком, что зовут Ямалом
Среди высоких елей и болот,
Где нефть и газ берут свое начало,
Там город молодой сейчас растет.
Вокруг него озера голубые,
Своею красотой к себе манят,
И, словно кедры вышки буровые
Вцепиться в землю намертво спешат.
Муравленко, Муравленко, Муравленко, нет мне города милей
Муравленко, Муравленко, Муравленко – город юности моей.

2.
Муравленко – город в морозном плену.
Муравленко. От белых ночей не усну.
Я, наверное, не первый в любви признаюсь,
Муравленко – мой дом, моя радость и грусть.

Наш город таежный светлей с каждым годом.
На вышках гирлянды, как праздник огни.
И топкие стежки сменились дорогой,
Тайга-недотрога смерилась с людьми.

Жюри оценивает постройку команд. Подводит итоги. Объявляются победители. Проводится награждение.