Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Внутренние воды России. Реки

Разделы: Преподавание географии


Цели урока:

  1. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек
  2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
  3. Расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы
  4. Сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах
  5. Определить особенности влияния на реки рельефа и климата
  6. Познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек.

Наглядный комплекс: физическая карта России, картины, таблица.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

Беседа о значении воды.

Вода – чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас – в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках и озерах, в болотах, ледниках, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений. Она нужна и неживой природе: вода участвует в разнообразных превращениях веществ. Большинство химических реакций протекает в водной среде. Вода переносит вещества от одного компонента к другому, из одного природного комплекса в другой. В обмене веществом и энергией и состоят взаимосвязи в природе. Следовательно, без воды подавляющее большинство этих связей нарушится.

Беседа с детьми о внутренних водах.

  • чем представлены внутренние воды России
  • как они показаны на карте
  • в РФ насчитывается 2,5 млн. рек и столько же озер; 10% территории – болота и 60% – многолетняя мерзлота, на долю ледников – малая площадь, но в них содержится большой запас пресной воды.

Распределены внутренние воды неравномерно.

Решение кроссвордавспомним, что такое река, бассейн реки, т.е. основные понятия, связанные с рекой.

1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. 2.Начало реки. З.Горная река. 4.Поток воды, текущий в выработанном им углублений. 5.Граница, разделяющая соседние речные бассейны. б.Равнинная река. 7.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Рассказ учителя о реках России, используя таблицу и физическую карту России.

Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км). Она же имеет и наибольший бассейн (около 3 млн. км). Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы.

Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана.

Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшей рекой этого бассейна является Амур. Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Кроме Волги, сюда несут свои воды Терек и Урал. Остальная небольшая часть территории (около 3%) относится к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупными реками здесь являются Дон и Кубань.

Вместе с учащимися рисуем на доске схему “Отношение рек к бассейнам океанов”

Самостоятельная работа учащихся на контурной карте отмечают реки России.

Рассказ учителя о падении, уклоне, годовом стоке, расходе реки. Все термины учащиеся записывают в тетрадь.

Особенности рек и возможности их хозяйственного использования во многом связаны с такими характеристиками, как падение, уклон, режим, годовой сток и расход.

Реки издавна служили транспортными путями. Однако река – это не только дорога, но еще и энергия. У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одно измерение – высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Эта высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется падением. Падение реки выражают в метрах. Отношение падения реки (в см) к длине реки (в км) называют уклоном реки. Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т.д.

По характеру течения большинство рек России, в том числе и все крупные, относятся к равнинным. Они имеют широкие долины, небольшое продольное падение, малые уклоны русел и медленное плавное течение. Эти реки удобны для судоходства, но относительно небогаты (по отношению к объему воды) водной энергией. Из крупнейших рек страны наименьший уклон имеет Обь (4см/км). Самый большой уклон у Енисея (37см/км). Уклон Волги 7см/км, поэтому она течет к Каспию сонно, лениво, не торопясь.

Реки горных территорий отличаются узкими долинами и бурным течением, так как имеют большие уклоны. Например, уклон Терека 500см/км. На горных реках встречаются пороги и водопады. Горные реки имеют большие запасы гидроэнергии, но малопригодны для судоходства.

Влияние климата на реки проявляется через величину годового стока и роль различных источников питания в его формировании.

Годовой сток, т.е. количество воды, которое река выносит за год, определяется соотношением атмосферных осадков и испарения на площади бассейна. “Стекает то, что не успело испариться”, – писал А.И.Воейков. Измеряют головой сток в кубических км. Наибольший сток характерен для рек горных областей и северных районов Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и северо-запада Среднесибирского плоскогорья. Минимальный сток наблюдается на реках пустынь Прикаспия. Здесь есть районы, вообще лишенные местной речной сети.

Самой многоводной рекой страны является Енисей. Его годовой сток составляет 624км3. За ним следуют Лена, Обь, Амур и Волга.

Водоносность рек измеряют не только годовым стоком, но и средним многолетним расходом. Расходколичество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Чаще всего расход воды вычисляют в кубических метрах в секунду (м /с). Расход воды в реке резко колеблется в течение года. Наибольший расход бывает в период половодья или паводка, наименьший – в межень. Его измеряют на гидрологических постах, а потом вычисляют средний за сутки, за месяц, за год. Среднегодовой