География машиностроения

Разделы: География


Цель:

  1. Определить факторы размещения отраслей машиностроения.
  2. Познакомить с новыми понятиями “специализация”, “кооперирование”, “комбинат”.

Оборудование:

  • карта Машиностроения,
  • мультимедиа,
  • слайд-презентация Приложение 2,
  • учебник, атласы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Вступление: возможно, получив специальность, вам предстоит работать на предприятиях машиностроения. Это очень почетно и ответственно. Хорошая зарплата с одной стороны и ответственность за качество продукции с другой стороны. Сегодня мы постараемся разобраться в вопросах машиностроения, необходимых каждому рабочему и инженеру машиностроительного комплекса.

2. Тема, цель, задачи, ключевые слова темы – слайд № 1 - 2 - 3

3. Работа в тетради – число, тему

II. Проверка ранее изученного материала

1. (ВСЕ) Слайд № 4 – внимательно проследите по слайду. Напишите названия отраслей машиностроительного комплекса. Кто запишет больше отраслей.

2. Слайд № 5. Задание 1. (задание для более подготовленных учеников)

Составьте схему и приведите примеры взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов. Для этого в пустые прямоугольники впишите названия продукции, поставляемой той отраслью которой идет стрелка. В качестве примера показана связь машиностроения с транспортным комплексом.

3. Работа по карточкам ( задания для учащихся, слабо успевающих по предмету)

4. (ОСТАЛЬНЫЕ) В парах расскажите ответы на вопросы 2, 3 – I вариант; 4, 9 - II вариант (домашнее задание) друг другу.

Приложение 1

III. Изучение нового материала

Слайд № 6. Вступление: вопросы, которые мы сегодня постараемся выяснить:

Где удобнее размещать машиностроительные предприятия? Что при этом нужно учитывать, какие факторы размещения характерны для отраслей машиностроения?

Факторы размещения машиностроения: -- краткие записи в тетради.

На географию машиностроения влияет большое число разнообразных факторов. Это объясняется сложным составом машиностроения и огромным разнообразием его продукции.

- Слайд № 7Наукоемкость. современное машиностроение в своем развитии опирается на передовую науку, это прежде всего новые отрасли машиностроения. Назовите их , (электронное, атомное, космическое).

- Какие города служат развитием наукоемких отраслей машиностроения? (Москва, С.- Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, наукограды Подмосковья – Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.)

- Слайд № 8. – Металлоемкость – требует много металла. . Тяжелое машиностроение. Какие отрасли можно отнести? (металлургическое, энергетическое, горно – шахтное)

- Где могут размещаться предприятия этих отраслей машиностроения? (в районах металлургических баз – на Урале: Екатеринбург, Челябинск)

- Откроем карту Урала. – стр. , найдите центры металлоемкого машиностроения.

- Слайд № 9. Трудоемкость. Это отрасли точного машиностроения.

- Отрасли трудоемкого машиностроения? (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и т.д.).

Рассмотрите карту слайда № 10 и сопоставьте ее с картой размещения центров трудоемкого машиностроения, сделайте вывод. Назовите центры этой отрасли машиностроения. (выпускают такую продукцию, для изготовления которой требуется наличие высококвалифицированных кадров – поэтому развиваются в крупных городах: Москва, Казань, Самара – где высокая концентрация населения)

Высокая трудоемкость присуща:

- Станкостроению – Москва,

- Авиационной промышленности – Казань, Самара.

- Производство приборов и электронной техники – Ульяновск, Новосибирск.

- Слайд № 11 - Транспортный фактор. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. - стр. 142, правая колонка, 2-3 абзац – читаем/

Вопросы:

1. Подумайте, для каких отраслей этот фактор является важным? (судостроение, сельскохозяйственное машиностроение)

2. Какая отрасль связана с началом создания железнодорожной сети в Центральном районе? (локомотивостроение)

3. Какая отрасль получила развитие в 30-х годах в степной зоне России? (тракторостроение)

Задание: перескажите друг другу о машиностроении, главным фактором которого является транспортный.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ!!!

3. Практическая работа.

Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения

I. группа: трудоемких производств ( Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань)

II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск)

- Найти центры этих отраслей.

- Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”.

III Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)

4. Специализация и кооперирование.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все их на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. В машиностроительном комплексе применяется специализация – словарь, стр. 330.

- стр. 141, правая колонка.

- какие виды специализации выделяются? – слайд № 12.

Специализация:

- только одно предприятие России выпускает троллейбусы – Энгельс,

- магистральные тепловозы – Коломна,

- картофелеуборочные комбайны – Рязань.

- кооперирование – стр. 329, левая колонка.

- пример кооперирования – стр. 142, левая колонка, II абзац.

- Раздаточный материал – определите пропорции между машиностроением западной и восточной частей России определите причины. Приложение 1

IV. Закрепление изученного.

Кроссворд “География машиностроения” - слайд № 14.

Кроссворд “Машиностроительный комплекс”

Приложение 3

Задания: (раздаточный материал)

  1. Фактор размещения новейших отраслей машиностроения (наукоемкость)
  2. Машиностроение выпускающее продукцию: часы, телевизоры, , самолеты, станки (трудоемкое)
  3. Производство определенной (однородной) продукции (специализация)
  4. Производственные связи между предприятиями машиностроения, выпускающими определенную продукцию.

 

V. Рефлексия:

Мы ответили на поставленные вопросы перед изучением темы.

- какой вопрос урока вам показался интересным?

- что вызвало затруднение?

- какие моменты урока вы бы исключили?

- что будем использовать дальше?

Домашнее задание: &31, вопросы самооценки 5,6. слайд № 15.