Конспект по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами бетона"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами бетона.

Задачи: Познакомить детей с понятием “бетон”.

Сформулировать представление о свойствах бетона. Актуализировать знания детей об использовании свойств бетона человеком.

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Материалы: Кукла Егорка-Наперекорка, рисунки-“фотографии” деревянного, кирпичного и соломенного домов; кусочки бетона на каждого ребенка, лупы, карандаши, бумага; иллюстрации завода, бетономешалки, бетоновозки; рисунки на сенсорную решетку; фартуки, повязки, песок, гравий, цемент, вода, формочки, индивидуальные дневники на каждого ребенка.

Ход занятия

1. – Ребята, Егорка-Наперекорка, хозяин нашей мини-лаборатории, очень хочет построить себе дом. И его друзья, три поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф прислали ему фотографии домов (деревянного, соломенного и кирпичного). И Егорка еще не знает, в каком доме ему лучше жить, и он как всегда обратился к нам с просьбой помочь ему.

2. Рассматривание “фотографий”.

- Какой дом на первой фотографии?

- Из чего построен? Чем хорош деревянный дом?

- Что может повредить этому дому?

- Какой дом на второй фотографии?

- Из чего построен? Чем хорош кирпичный дом?

- Какой бывает кирпич?

- А какой дом на третьей фотографии?

- Из чего построен? Что можно сказать про этот дом? (соломенный)

Ребята, а из чего построен наш детский сад?

Хорош ли бетонный дом? Чем? Какое преимущество есть у бетонного дома? (можно построить многоэтажный дом).

3. – Сегодня мы будем маленькими исследователями, и будем изучать свойства бетона.

- Что это? (бетонные плиточки)

/обследование бетона на ощупь, надавить, постучать, погладить, посмотреть на свет/

- Какой он? (твердый, прочный, крепкий, гладкий).

- А почему он такой крепкий?

- Как можно рассмотреть бетон лучше? (через лупу).

- Из каких материалов приготовлен бетон? Что вы видите? (зарисовать песок, гравий...)

- Получится ли бетон из песка и гравия? Что нужно для крепости? (цемент)

Рассматривание цемента, потрясти контейнер с цементом.

- Как вы думаете, вредно ли дышать пылью? Вредно!

Физминутка.

4. – Для чего нужен такой прочный бетон?

- Где еще использует человек бетон?

- А если потребуется много бетона?

- Сможет ли человек приготовить столько бетона, например, для строительства моста?

- Где делают бетон? (рассматривание иллюстраций завода, бетономешалки, бетоновозки)

- Вы видели такие машины в городе? Почему вращается бочка?

ВЫВОД: Бетон очень быстро застывает, поэтому приготовленный раствор быстро везут по назначению. Для того чтобы бетон был прочным, его заливают в опалубку и оставляют застывать.

Опалубка – это специальная форма для раствора.

5. – Ребята, а хотите сами попробовать сделать бетон? Помочь Егорке построить дом мы еще не можем, а вот дорожку из бетонных плиточек мы сделать можем.

Закрепить правила работы при проведении опытов на сенсорной решетке:

Повязка – чтобы не дышать вредными веществами;

Фартук – не испачкать одежду;

Перчатки – не испачкать руки;

Проводить опыты только со взрослыми.

Предложить детям надеть фартуки и повязки.

Приготовление бетонного раствора по схеме (песок + цемент + гравий + вода) вместе с воспитателем в определенной последовательности.

- Полученный раствор заливаем в специальную форму, которая называется опалубкой.

В индивидуальных дневниках зафиксировать время застывания раствора.

6. – Что еще можно сделать из бетона?

- Давайте зарисуем и подарим рисунки Егорке!

- Как вы думаете, из какого материала Егорка захочет построить себе дом?