Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗа по теме "Кольцо с секретом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Познакомить детей с противоречивостью в предметах.

Задачи:

  1. Учить видеть “тайну двойного” в предметах.
  2. Способствовать созданию в воображении образов на основе изменения предмета.
  3. Формировать умение находить собственное решение проблемы, поощрять проявление настойчивости в поиске решений.

Материал:

  • полоски бумаги,
  • клей,
  • кисточка,
  • салфетка,
  • ножницы,
  • массажные коврики под ноги у детей.

Ход занятия

1. Д/и: “На что похожа полоска бумаги?”. Ответы детей (линейка, речка и т.д.)

2. Что можно сделать из полоски? Ответы детей (нарисовать рисунок, склеить колечко, сложить гармошку и т.д.)

3. Воспитатель предлагает детям из полоски склеить кольцо.

4. Физминутка. Работа на офтальмотренажере.

5. Д/и: “На что похоже кольцо?”

Ответы детей (обруч, цилиндр и д.р.)

6. Что можно сделать из кольца?

Ответы детей (бантик, очки, рыбку и т.д.)

7. Проблемная ситуация. Воспитатель предлагает детям разрезать кольцо вдоль по середине, спрашивает, что получилось?

Ответы детей: 2 кольца, они уже, чем у них было.

Воспитатель берет волшебную палочку и разрезает свое кольцо по середине (лист Мебиуса). У него получается одно большое кольцо. Почему у вас получилось 2 кольца, а у меня одно. В чем секрет? В волшебной палочке?

Ответы детей: волшебных палочек не бывает, это фокус. Воспитатель предлагает детям склеить кольцо так, чтобы у них при разрезе его получилось одно кольцо. Дети находят самостоятельно решение: склеить в полоску одну сторону на оборот. Воспитатель предлагает детям склеить 2 кольца (лист Мебиуса). Одно кольцо разрезать по середине – получится одно большое кольцо (найдено верное решение задачи). Другое разрезать вдоль, но не по середине, что получается? Ответы: два кольца одно узкое, другое широкое.

8. Физкультминутка “Работа на угловых тренажерах, гимнастика для глаз”

Итог занятия.

Используется сенсорная решетка с картинками (кольцо с ножницами, лист Мебиуса с ножницами). Дети снимают картинки и отвечают.

  1. если кольцо склеено правильно, и его разрезать получается 2 кольца
  2. если кольцо склеено наоборот, то когда его разрезать по середине получится одно большое, а если разрезать не по середине, то получится 2 кольца: узкое и широкое.

В подготовительной группе предлагаю рассмотреть второе свойства листа Мебиуса – у него одна сторона.