Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Разделы: Начальная школа


I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения.

Коммуникативная направленность образовательной программы по русскому языку для начальных классов предполагает развитие речи младших школьников как главная задача курса. Учитель ставит перед собой эту цель практически на каждом уроке русского языка. Но насколько эта цель урока бывает выполнена?

Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются как раз уроки, на которых дети связно выражают свои мысли в письменной форме, то есть создают текст, речевое произведение. Но на практике дети не всегда успешно справляются с такой работой. Сталкивается с трудностями и учитель.

Возникает противоречие: между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.

Это противоречие указывает на следующие проблемы:

1) в среднем словарь учащихся младших классов беден;

2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;

3) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.

Для решения данных проблем я поставила перед собой цель: разработать систему работы над обучающим сочинением в начальных классах и применять ее на практике.

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:

1) систематизация упражнений по развитию письменной речи учащихся;

2) примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

В методике преподавания русского языка речь представлена как деятельность. Моя система работы над обучающим сочинением основана на идее коммуникативно-деятельностного подхода. Я работаю по дидактической системе академика Л.В. Занкова [1]. Система Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся. Под ним подразумевается развитие ума, воли, чувств школьников и развитие, как основа усвоения ими знаний, умений, навыков.

Компоненты моей системы работы над обучающим сочинением:

1. Знания учащихся.

2. Коммуникативные умения учащихся (Ладыженская Т.А.[2]).

3. Методы обучения (имитационные, коммуникативные, метод конструирования (Мали Л.Д.[3])); репродуктивные, частично-поисковые (Лернер И.Я., Скаткин М.Н. [4]) и средства обучения.

II. Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением.

Сочинение - это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение показывает понимание учеником определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно.

Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям:

1) сочинение должно быть написано по плану (вступление, основная часть, выводы, заключение);

2) тема сочинения должна быть раскрыта полностью;

3) каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами;

Типы сочинений (Приложение 3): сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Жанры сочинений (Приложение 3): рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету, письмо, аннотация к книге, поздравление, записка, объявление.

По источникам получения материала сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких-либо событиях. (Приложение 3)

Перед учителем стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать такую тему сочинения, чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями в письменном высказывании, то есть в сочинении. Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка.

Все темы сочинений можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие. Репродуктивные темы предполагают раскрытие отдельного факта, явления, связанного с опытом детей. Ребенку необходимо умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний и умений. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе содержания сочинения.

Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей. Мною составлены подготовительные упражнения, которые я представила в двух направлениях: упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием; упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.

Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием (Приложение 1):

1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;

2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;

3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);

4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;

5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;

6) работа с омонимами;

7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;

8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.

Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом (Приложение 1):

1) ответы на простые вопросы;

2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;

3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;

4) исправление деформированного плана текста;

5) работа с пословицами;

6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);

7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;

8)стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);

9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);

10) лингвистический эксперимент;

11) различные виды сочинений:

При обучении написанию сочинений я основываюсь на следующих методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод (классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [4]))

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением (Приложение 2). Этапы работы.

I. Подготовка к написанию сочинения.

Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания и проводится одновременно на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, во внеклассной работе. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Учитель организует работу по активизации словаря учащихся по выбранной теме. Ведется работа по анализу авторских текстов, приближенных по тематике к теме будущего сочинения, обращается внимание на языковые средства, использованные мастерами слова.

Одновременно учитель учит младших школьников проникать в суть понятия, отграничивать существенные признаки понятия от несущественных признаков, постепенно переходить к развернутым суждениям и умозаключениям.

К данному этапу так же относятся подготовительные упражнения, представленные в этой работе. Все это поможет осуществить актуализацию знаний учащихся и подготовить их к написанию творческой работы.

II. Написание сочинения.

Непосредственно на самом уроке написания сочинения должна быть вступительная беседа учителя. Эта беседа поможет создать эмоциональное настроение на уроке, которое позволит детям выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – подготовка к написанию предстоящего сочинения. Работа ведется устно: обсуждается возможный план сочинения, организуется работа по активизации словаря, составляются отдельные устные высказывания по пунктам плана. Ученики самостоятельно записывают свое сочинение.

III. Работа над сочинением после написания.

Учитель организует обсуждение творческих работ учащихся. Необходимо дать детям возможность отредактировать свой текст.

В своей работе я также использую частично-поисковый метод обучения написанию сочинений. (Приложение 2). Этапы работы.

1. Без подготовительной работы учащимся предлагается тема для написания сочинения. Тема должна быть достаточно трудной.

2 Самоанализ сочинений. Вопросы учителя подводят детей к выводу: трудно писать сочинение без подготовки. Учащиеся с помощью учителя выделяют следующие моменты: нужен план предстоящего сочинения; надо активизировать словарь по этой теме; возможно, не хватает наблюдений, знаний об этом явлении, событии, объекте.

3. Подготовка к сочинению. Дети сами назначают время, за которое они смогут подготовиться к сочинению. Это может быть 1, 2 дня, а может и неделя. В течение этого назначенного срока идет подготовительная работа к сочинению. Кроме работы, организуемой учителем, учащиеся самостоятельно находят материал к предстоящему сочинению, делятся своими находками, рассказывают об источниках.

3. Написание сочинения. На выбор детей жанр сочинения, составление коллективного или индивидуального плана сочинения. В дальнейшем работа организуется так же как описано в репродуктивном методе.

III. Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

1 класс. Учитель организует в течение всего учебного года подготовительную работу. Важнейшим средством организации речевой практики служит система упражнений. Жанры сочинений, которые учитель может использовать в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником (учащиеся подписывают открытки, сделанные своими руками на уроках трудового обучения), объявление, сочинение загадки.

2 класс. Учащимся предлагается написать 8 обучающих сочинений.

I четверть. 1. Сочинение считалки, загадки.
II четверть. 2. Сказка по опорным словам.
3. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).
III четверть. 4. Моя мама (папа, дедушка, бабушка)
5. Мое любимое домашнее животное.
IV четверть. 6. Что я знаю о белке (зайце, лисе).
7. Наряд весны.
8. Если бы я был волшебником…

3 класс. Учащиеся пишут 9 обучающих сочинений.

I четверть. 1. Золотая осень. (Листопад, закружилась листва золотая)
2. Сказка про книжку.
II четверть. 3. Сочинение по картине А. Пластова “Первый снег”.
4. Цветение зимы.
III четверть. 5. Моя мечта.
6. Сказка про облако и солнце.
7. Сочинение по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”.
IV четверть. 8. Рассказ о весне от имени обитателя леса.
9. Гроза в мае.

4 класс. Ученики пишут 8 обучающих сочинений.

I четверть. 1. Что такое доброта (Доброта спасет мир).
2. Сочинение по картине В.Перова “Тройка”.
II четверть. 3. Зачем людям сказки.
4. Почему растут деревья?
III четверть. 5. Аннотация к любимой книге.
6. Сочинение по картине И.Левитана “Март”.
IV четверть. 7. Письмо к другу (подруге).
8. Репортаж в газету о каком-либо событии в классе, в школе.

IV. Заключение.

Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка. Эта система позволяет сформировать у учащихся коммуникативные умения, которые позволят грамотно составлять не только письменные, но и устные высказывания на определенную тему, умело работать со справочной литературой, творчески мыслить. Учащиеся учатся грамотно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом.

Система работы над обучающим сочинением позволяет выработать у учащихся более продуктивные умения и навыки составления связных высказываний.

Создание системы работы над обучающим сочинением продиктовано заботой о повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, приданию ей систематичности и последовательности, а так же для достижения большей результативности обучения. Основной результат этой системы работы – формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.

V. Список литературы.

  1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005.
  4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.