Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Разделы: Литература


Задача:

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу.

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

  • К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.

Работа с текстом произведения.
(Выполнение и проверка домашнего задания)

Основные эпизоды повести:

  • Проделки дьявола
  • Отчего смерть змея приключится.
  • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
  • Агриков меч найден.
  • Змей убит.
  • Мудрая девушка из села Ласково.
  • Условие Февронии и исцеление.
  • Заговор против княгини Февронии.
  • “Дайте то, что я прошу!”
  • Прозорливость Февронии.
  • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
  • “Приспело время преставления”.
  • Чудеса с телами Петра и Февронии.

Анализ эпизода эпического произведения.

1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

НОВАЯ ТЕМА УРОКА

Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

А. С. Дёмин

Закрепление изученного материала.

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Основные особенности повести.

  • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
  • Найдите признаки жития в повести.
  • Что вам напоминает начало повести?
  • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

Работа в рабочей тетради.

Признаки сказки Черты жития
   
  • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
  • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
  • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
  • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
  • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
  • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
  • Почему после её смерти происходят чудеса?

Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389.

  • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
  • Прочитайте финал повести.
  • Какое впечатление оно производит?
  • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
  • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

Заполнить таблицу:

Признаки сказки Черты жития
  1. Сказочный зачин.
  2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
  3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
  4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
  5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
  6. Есть волшебные вещи:  Агриков меч.
  7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
  1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
  2. Есть похвальное слово святым.
  3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
  4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
  5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
  • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема – история любви.
  • Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Д. С. Лихачёв.

Домашнее задание

  • Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) эпизодов повести.
  • ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?

Презентация