Интегрированный урок по предметам "История искусств" и "Музеи мира" в форме игры-викторины "Застывшие мгновения вечности"

Разделы: МХК и ИЗО


Девиз:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

Методический комментарий: задания игры составлены на основе учебного материала предметов “Музеи мира” (темы: “Мир музея”, “Крупнейшие музеи мира”, “Истории искусств” и “Мастера западноевропейского искусства XVII века”). Такого рода интеграция обусловлена подготовкой учащихся к предстоящей олимпиаде по истории искусств “Западноевропейское искусство XVI – XVII в.”.

Цели:

обучающие: контроль, коррекция и дифференциация знаний, умений и навыков, полученных как на уроках “Истории искусств”, “Музеи мира”, так и добытых в ходе активного поиска;

развивающие:

  • формирование ключевых компетенций: изучать (сравнивать, классифицировать, извлекать пользу из опыта), думать (анализировать, выделять главное, мыслить, выдвигать идеи), сотрудничать (работать в паре, в группе, принимать решение, корректно вести дискуссию), адаптироваться (находить новые решения, аргументировано излагать свои идеи, быть стойким перед трудностями).
  • развитие познавательной и творческой активности
  • развитие интереса к предметам “История искусств”, “Музеи мира”, вопросам культуры и искусства

воспитывающие:

  • воспитание чувства уважения к произведениям искусства
  • воспитание чувства патриотизма через знакомство с крупнейшими российскими сокровищницами мирового искусства
  • формирование толерантности учащихся через изучение различных художественно – эстетических воззрений и творческих методов западноевропейских художников XVI - XVII в.

Методический комментарий: задания игры очень разнообразны, что позволит каждому участнику проявить себя, реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • наглядный материал, оформленный в программе “Power Point” (презентация)
  • музыкальный центр

Ход игры

Организационный момент. Представление профессионального и детского жюри.

Раунд № 1. Разминка. “Мастера и шедевры”.

Каждому участнику задаётся по 1 вопросу. За каждый правильный ответ – 1 балл. За полноту и аргументированность – дополнительный балл.

Методический комментарий: в этом задании использованы вопросы из кроссвордов, составленных учащимися групп “А”, “В” 2 класса.

Участники должны продемонстрировать не только знание конкретных фактов, особенностей творческого почерка мастеров, но умение аргументировать свои ответы.

Кому принадлежит высказывание: “Я сделал мрамор гибким, как воск”? Аргументируйте ответ. (Ответ: Л. Бернини).

Вам предложен вариант входного билета в музей работ Л. Бернини, но название музея не указано. В каком музее можно видеть большую коллекцию работ скульптора? (Ответ: Галерея Боргезе, Рим).

На картине “Менины” мы видим человека с крестом на груди. Кто это? Что означает крест? (Ответ: Д. Веласкес. Крест – знак королевского признания).

Причиной отказа монахов принять это произведение послужила слишком реалистическое изображение святых. Более того, главный персонаж писался с утопленницы. Что это за картина? Кто её автор? (М. да Караваджо. “Успение Марии”).

Первая в истории западноевропейской живописи подлинно историческая картина, выполненная по заказу испанского короля. Не триумф победителей, а достоинство, уважение к побеждённым показал автор. О какой работе идёт речь? Ещё, к какому жанру живописи можно отнести этот шедевр? (Ответ: Д.Веласкес “Сдача Бреды”, батальный).

Гильдия Святого Луки – это объединение монахов, скульпторов, или художников? (художников).

Назовите древнегреческую музу, покровительницу изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. (В древности не было музы изобразительного искусства, потому что живопись, скульптура и архитектура считались ремёслами).

Этого величайшего художника, современники называли “королем живописцев и живописцем королей”. Его творческое наследие огромно — около трех тысяч произведений, написанных самостоятельно и с помощью своих учеников. И.Е. Репин в своем письме к В.В. Стасову назвал его Шекспиром в живописи. Кто это? Почему? (Рубенс).

Узнайте картины по фрагментам: Я. Йорданс. Бобовый король, П.П. Рубенс. Сцена охоты, Ван Дейк. Автопортрет, П.П. Рубенс. Союз Земли и Воды

Найди ошибки. Характерные черты стиля барокко:

  • пышность, торжественность, монументальность
  • отсутствие декора (украшений на фасадах зданий, в интерьере)
  • ясность, строгость композиции
  • динамизм
  • стремление к синтезу всех видов искусства
  • смелые контрасты масштабов, света и тени, объёмов и т д.

Раунд № 2. Логические цепочки.

В представленном наборе иллюстраций необходимо найти общую тему, мысль, на основе которой следует объединить произведения, исключая лишние. (Задание выполняется в парах. За каждый правильный, аргументированный ответ – 5 баллов).

Методический комментарий: это творческое задание имеет несколько вариантов решения. Каждый участник может предложить и обосновать свою версию, творчески переработав и применив на практике информацию, полученную на уроках и в ходе выполнения самостоятельных работ, подготовки сообщений, написания рефератов и т д. Это - центральное задание игры - одно из самых сложных, поскольку требует не только знания конкретных произведений, но историю их создания, биографических сведений об авторах, стилистических особенностей творчества. Поэтому умение провести столь сложный анализ оценивается высоко – 5 баллов. На его выполнение отводится большее количество времени, чем на остальные.

Цепочка №1.

  • Музей Прадо. Испания. Мадрид.
  • Д. Веласкес. “Филипп IV” (“Серебряный Филипп”).
  • Д.Веласкес. “Менины”.
  • М да Караваджо. “Давид с головой Голиафа”.
  • Эль Греко. “Погребение графа Оргаса”.
  • П. П. Рубенс. “Портрет Клары Серены”

Варианты ответов:

  • Общее - искусство Испании, лишнее – произведения Рубенса, Караваджо.
  • Общее – все работы находятся в музее Прадо, кроме портрета Клары Серены.
  • Общее – в картинах выписаны автопортреты художников и портреты их детей. Лишние – Прадо и портрет Филиппа IV.

Цепочка №2.

  • Б. Растрелли. Зимний Дворец.
  • Интерьер зимнего Дворца. Иорданская лестница.
  • Коллекция миниатюрных фигурок из жемчуга.
  • П.П.Рубенс “Прометей”.
  • М.Д. Пёппельман. Цвингер.

Звучит: А. Вивальди “Времена года”. “Лето”.

Варианты ответов:

  • Общая тема – “стиль барокко” (в статуэтках – жемчужина неправильной формы – связь с термином “барокко”).
  • Общая тема – Музеи – Эрмитаж, Цвингер, в ансамбль которого входит Дрезденская картинная галерея. “Персей и Андромеда” - из Эрмитажа. Фигурки – лишние.

Цепочка № 3.

  • П.П. Рубенс. “Битва с амазонками”.
  • П.П. Рубенс. “Союз Земли и Воды”.
  • М да Караваджо. “Вакх”.
  • Л.Бернини. “Давид”.
  • Д.Веласкес. “Торжество Вакха”.
  • Эль Греко. “Троица”.
  • Рембрандт Ван Рейн. “Вирсавия”.

Варианты ответов:

Можно разделить сюжеты на мифологические и библейские.

Возможно разделить на произведения, в которых ярко проявляется стиль барокко (Рубенс, Караваджо, Бернини, Эль Греко) и работы, Веласкеса, Рембрандта, где доминирует реалистичность изображений.

Цепочка № 4.

  • Л.Бернини. Бюст Ш. Боргезе.
  • Л.Бернини. “Похищение Прозерпины”.
  • Вилла Боргезе.
  • ?

Задание: найти логику и вместо вопроса предложить свой вариант репродукции.

Варианты ответов:

  1. Тема: “Кардинал Боргезе и его коллекция произведений Бернини”.
  2. Тема: “Творчество Бернини”. Вставить можно любое произведение мастера, например, ансамбль площади Св. Петра в Риме.

Раунд № 3. “Краткость – сестра таланта”. Личное первенство.

Методический комментарий: В современном мире необходимо отметить возрастание требований к уровню владения словом. Кроме того, многие учащиеся имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал. Выполнение подобного рода заданий способствует формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Конкурс на самое краткое и точное определение понятиям и терминам: шедевр, коллекция, нумизмат, реставратор. (За самое краткое определение – 5 баллов. За верное – 2).

Творческое задание: книгам о художниках Эль Греко, Караваджо, Веласкесе, Рубенсе для детей подготовительной группы художественного отделения необходимо придумать простые, ясные, интересные, но ёмкие названия, отражающие суть творчества художников. (Самый высокий балл – 5).

Соотнесите понятия с определениями. (За каждый правильный ответ – 1 балл).

Плафон Ярмарочное гулянье в Нидерландах.
Бодегон Потолок, или его центральная часть, украшенная живописным, либо скульптурным изображением, орнаментом.
Киворий В переводе с испанского “харчевня”. Картина с изображением лавки или трактира.
Кермесса Покрывающий основу (холст, картон, дерево и т. д.) промежуточный слой, на который наносят краски.
Грунт В христианских храмах дарохранительница, позже алтарная сень, поддерживаемая колоннами и богато украшенная.

Раунд № 4. Анаграмма.

В таблице зашифрованы названия крупнейших музеев мира. За каждый ответ – 1 балл.

Методический комментарий: задание на внимание, быстроту реакции, знание музеев мира и их коллекций.

И И Т Е Т Т Р Е Т Р
М Р У С С К И Й Ь Я
У Л Г А Л Е Р Е Я Б
З У В Р Р П Р А Д О
Е Т Р Е Т Ь Я К О Р
Й Э М Е Д Ц Ы Ь В Г
Ч В Э Р М И Й С С Е
И Х О К А Т А Ж К З
Э С Л О С А Э О А Я
И В Ц В И Н Г Е Р Л

Раунд № 5. Видеовопрос.

Демонстрируется видеоролик, посвящённый творчеству Рубенса, созданный учащейся 2 кл. гр. “А” Выломовой И.

Знатокам необходимо назвать известные произведения. (За каждое точное название – 1 балл.)

Раунд № 6. Творческое домашнее задание.

Участникам предложено нарисовать букву в стиле барокко. Оценивается от 1 до 5 баллов.

Подведение итогов игры, оглашение результатов. Беседа с участниками о трудностях и проблемах, возникших при выполнении заданий игры.

Литература, рекомендуемая для подготовки детям.

  1. Анненкова Л. Стиль причудливых строгостей. // Ю/х. – 1988, № 5
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М., 1963.
  3. Библейские и мифологические и мифологические сюжеты.– М., 2001. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
  4. Бялик В. Портрет жены художника (Рубенс, Рембрандт). // Ю/х. – 2001, № 3.
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1989.
  6. Жанровые сцены. – М., 2002. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
  7. Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2004.
  8. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М., 1999.
  9. Кашекова И.Э. От античности до модерна: стили в художественной культуре. – М., 2000.
  10. Клод Н., Бриджит Б. Искусство. Энциклопедия для юношества. – М., 2000.
  11. Мир вещей. Современная энциклопедия. – М.: Аванта +, 2003.
  12. Расторгуев А. Ватикан. Мост через века. // GEO, 1998, № 2.
  13. Самин Д.К. 100 великих памятников. – М.: Вече, 2002.
  14. Пейзажи.– М., 2002. (Детский музей. Живопись северной Европы.)
  15. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – М., 1996.
  16. Стивенсон Н. Архитектура. – М., 2000.
  17. Сто великих скульпторов /Авт. – сост. С.А. Мусский. – М.: Вече, 2002.
  18. “Художественная галерея” № 9 (Рембрандт), №11(Караваджо), №15(Эль Греко).
  19. Художник и мир. Художник и история: Хрестоматия / Авт.-сост.: Сечин А.Г., Лысюк В.Г., Бойко Т.Н. – Спб., 2005.
  20. Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1983.
  21. Энциклопедия для детей. Искусство. Т 1, 2. Ред. Аксенова. - М., 1997.

Электронные книги, обучающие программы.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.
  2. “Великое наследие”. Живопись и скульптура. ИД “Равновесие”, 2004.
  3. Иллюстрированная художественная энциклопедия для детей и родителей Прогулки по Лувру. “Медиахаус”, 2004.
  4. Культурология. Русская художественная культура в контексте культуры народов мира, диск № 2.
  5. Электронная энциклопедия “Барокко”. (Изд. "Директмедиа Паблишинг". Москва, 2004
  6. Электронная энциклопедия “Мастера портрета”. “Равновесие”, 2006.
  7. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. “Коминфо”, Центр ПИК, 2004.
  8. “Учимся понимать архитектуру” практический курс из серии “Школа развития личности” Кирилла и Мефодия, 2007.

Интернет ресурсы.

  1. Подробная биография Рембрандта, иллюстрации с короткими комментариями - http: // rang. narod.ru/remrandt/life.htm
  2. Сайт Эрмитажа - www/hermitagemuseum.org.
  3. Сайт музея Прадо – museoprado.msu.es.
  4. Сайт Лувра – www.Louvre.fr.
  5. Государственный музей королевства Нидерландов (Рийксмузей). Амстердам-www.Rijksmuseum.nl/index.jsp.

Методическая литература.

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
  2. Иванова Е. Игровые методы в работе художественного музея с детско-юношеской аудиторией. // Музей подрастающего поколения. Вып. 2. – С.-Пб., 1992.
  3. Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО. Спецвыпуски: Рембрандт-№18, 2005г., Веласкес-№19, 2006г., Ян Вермеер Делфтский-№22,2007г.
  4. Калинина Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000г.
  5. Лепская Н. Опыт диагностики художественного восприятия. // Искусство в школе, 2004, № 1.
  6. Наследова В.Н. Пресс-конференция на тему “Музеи мира”. Методические рекомендации (путь к педагогическому мастерству). – Челябинск, 1991.
  7. Прозорова А.В. Развитие ассоциативного восприятия. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.
  8. Рева Н.Д. Роль дидактических игр в художественном воспитании детей младшего возраста. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.
  9. Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике ИЗО. // Искусство в школе, 2001, № 4.
  10. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007.
  11. Столяров Б.А. Современные аспекты педагогической деятельности художественного музея. // Музей подрастающего поколения (труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. 3. – С.-Пб., 1993.