Урок развития речи в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовить учащихся к созданию пейзажной миниатюры о весне;
  • провести на уроке коллективный анализ литературных образцов с использованием приёма словесного рисования.

Оформление доски

Эпиграф:

…О природе не смолкают речи.
Г.Костин

Записаны слова К.Паустовского и М.Пришвина

Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт, ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. (М.М.Пришвин)

Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. (К.Г.Паустовский)

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока. Обращение к доске.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Тема нашего урока звучит так: “Подготовка к сочинению-описанию весенней природы”. Ведь сегодня на уроке мы будем готовиться с вами к созданию пейзажной миниатюры о весне. Мы должны с вами научиться мыслить не по шаблону. Шаблон – это общеизвестный, избитый образец, которому подражают. А у каждого из вас должно быть своё видение окружающего мира.

3. Повторение теоретических сведений.

- Так как мы с вами уже создавали пейзажные миниатюры о зиме, давайте вспомним, что такое пейзаж? А что такое миниатюра? Что такое описание? То есть, мы будем готовиться к созданию небольшого сочинения о весне. (Запись слов пейзаж, миниатюра, описание в тетрадь).

- Что такое природа? (Это то, что не создано руками человека).

- Писатель К.Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет только потому, “что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы”. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

- Давайте вспомним, в чём проявляется закон воздействия писательского слова на читателя, сформулированный К.Г.Паустовским. (Текст есть на парте у каждого, а подготовленный ученик читает наизусть)

…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

- Что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу? (Для того, чтобы научиться описывать природу, необходимо её наблюдать)

4. Работа с текстами.

- Трудность написания сочинения о наступлении весны заключается в том, что у нас резко континентальный климат, поэтому зимой приходится наблюдать весеннюю погоду. Если в средней полосе лежит снег, который потом начинает таять, и бурные потоки воды сбегают с холмов, то у нас не всегда так бывает. Но признаки весны наблюдаются и у нас, только нужно уметь всматриваться, вслушиваться. (Показ репродукций картин с настоящей зимой).

- Ребята, а какие признаки наступившей весны вы бы отметили в природе? (Запах весны от всего и от оттаивающей земли).

- Послушайте, как об этом написал А.Н.Толстой. (Тексты на партах)

На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.

- Это описание похоже на то, что происходит в природе сейчас? Что нового вы услышали в описании наступающей весны? А как бы вы проиллюстрировали это описание?

(Запись слов, на которые нужно обратить внимание: солнце, синему-синему, облака, весенние, свежей).

5. Рассказ о пейзажных миниатюрах местных художников.

6. Анализ стихотворения Валентина Коноплёва “Начало весны”.

- Природа – неиссякаемый источник вдохновения. А какие стихотворения о весне вы знаете? (Один из учащихся читает стихотворение собственного сочинения

Весна, весна на улице!
Играет детвора.
И взрослые весёлые:
“Весна пришла, весна!”
И на дорогах лужи,
А в лужах воробьи
Купаются весёлые,
Им зимы не нужны.
Весна, весна на улице!
Играет детвора.
И взрослые весёлые:
“Весна пришла, весна!”
Расул Б.)

- Давайте обратимся к стихотворению нашего земляка Валентина Коноплёва “Начало весны”. (Текст есть на парте у каждого, а подготовленный ученик читает наизусть).

Валентин Коноплёв

Начало весны

С холмов сбегают бурные потоки.
Под синью льда холодная река.
Всё ярче солнце всходит на востоке,
Всё выше в небе ходят облака.

Продрогший лес, пронизанный лучами…
Как коммуналка, старая ветла
Заселена скандальными грачами
С ветлы, зимой сгоревшею дотла.

Летят над степью уток караваны,
Над лесом – клин уставших журавлей.
В лиманах спят уставшие туманы.
Пьянящий запах дремлющих полей.

Лучом играет солнышко по лужам,
Орлан нам полем медленно парит.
Покинув нору после зимней стужи,
Хомяк облезлый столбиком стоит.

Из старых гнёзд в прогнившие прорехи
Сметают хлам горластые грачи.
Идёт весна, нет времени потехам.
Как кладезь жизни, вешние лучи.

- Значение каких слов вам непонятно? Какую картину вы себе представили? Как поэт выразил своё отношение к пробуждению природы? Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованные здесь картины? Какие из них привлекли ваше внимание? Как вы думаете, почему “потоки сбегают”, “облака ходят”? Почему поля названы дремлющими? А их запах – пьянящим? Подберите к нему синоним? (Дурманящий). Почему это определение здесь уместно?

(Запись слов и словосочетаний из стихотворения, объяснение орфограмм: Стремительный поток; щепка, словно корабль; продрогший лес; скандальные грачи; дремлющие поля; лучом играет солнышко по лужам; вешние лучи, как кладезь жизни).

- Поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа “не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык”. Очень важно, чтобы каждый человек старался услышать этот язык, понять его.

7.- Ребята, у вас на партах стоят веточки с распустившимися листочками. Расскажите о ваших наблюдениях за ними. (Рассказы учащихся).

8. – А теперь давайте поработаем с темами сочинений. Они все о весне. Но каждая имеет свою особенность.

Надо мною – кучевые облака. (Описание неба)

Какие облака называют кучевыми? На что они бывают похожи? Если ветра нет, что с ними происходит, а если ветер?

  • Лёд тронулся! (Описание реки)
  • Я видел(а), как купался воробей. (Наблюдение за поведением птиц).
  • Распускаются деревья. (Наблюдения за деревьями, веточками).

- Ребята, у вас уже есть начальные представления о том, как писать миниатюру на эту тему?

9. Итог.

- Я хотела бы напомнить вам советы М.М. Пришвина и К.Г.Паустовского.

Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт, ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. (М.М.Пришвин)

Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. (К.Г.Паустовский)

10. Домашнее задание: написать пейзажную миниатюру о весне на одну из предложенных тем.