Экологический праздник "Земля — наш дом" (из проекта экологического воспитания дошкольников средствами музыки, художественного слова, ритмики)

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • формирование у детей умения правильно вести себя на природе, чтобы не навредить ей;
  • сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценны, а потому их нужно беречь и охранять.

Оборудование:

  • фонограммы танцев, звуков природы;
  • атрибуты для игр, танцевального творчества, сценок;
  • шумовые инструменты для оркестра из бросового материала;
  • костюмы для участников (“газета”, “консервная банка”, “огонь”, “журавли”, “леший Леха”, “кикимора Кика”, “царь Берендей”, “бабочка”)

Ход занятия

Зал украшен рисунками детей, на центральной стене – земной шар, окруженный дымом, черными тучами [фото 1]. Дети парами, под спокойную музыку заходят в зал и рассаживаются на стулья.

Ведущая: Сегодня, 22 апреля, мы собрались, чтобы отметить праздник – День Земли.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликают перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.

Когда - то, древние люди поклонялись Матушке – природе, берегли ее. А сейчас мы все чаще видим неухоженные поля, высохшие озера, вырубленные леса. Настало время задуматься над тем, смогут ли люди будущего купаться в море, гулять в лесу, видеть звезды, вдыхать аромат цветов? Давайте, ребята, вместе с вами подумаем и расскажем какие беды принесла природе человеческая цивилизация.

1 ребенок:

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль,
А, между тем, деревья стонут
В грязи и пыли просто тонут.

2 ребенок:

Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа,
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.

3 ребенок:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Включить аудиозапись: на фоне биения сердца звучат слова Земли.

Земля:

Я – Земля! Я – Земля!
Усталость моя беспредельна,
О стоне моем не взыщите,
Хоть кто-то услышит биение
Уставшего сердца в зените.

Люди моей планеты! Планета в опасности! Горько мне смотреть на исчезающую красоту природы, гибнувших животных и растения. Не хочется мне просыпаться от зимнего сна и наполнять окружающий мир красотой.

О Земле слагают песни,
О природе, красоте,
Что же вы, народ-то русский
Позабыли обо мне?
Или вам теперь по нраву
Воздух, воду загрязнять?
Что в наследство детям люди
Вы собрались оставлять?

Остановитесь, люди! Не губите меня! Я – Земля! Мне нужна ваша помощь!

(стук сердца затихает)

Ведущая: Земля просит нас о помощи и наша обязанность откликнуться на эту просьбу.

1 ребенок:

Ты, человек, сильнее с каждым днем
Но, в космос, отправляя корабли
Не забывай: ты - только часть Земли,
Она – твой настоящий отчий дом.

2 ребенок:

Ты дышишь чистым воздухом лесов
И воду пьешь из полноводных рек,
Ты сыт ее хлебами, человек,
Откликнись на ее печальный зов.

Ведущая: Ребята! Нам нужно помочь планете, нужно спасти ее красоту. Давайте отправимся в весенний, сказочный лес и наведем там порядок. А поедем мы туда на волшебном поезде.

Скорей собирайтесь
На утренний поезд.
Давно ожидают
Вас травы по пояс.
Скорее спешите
В леса и поля,
Пока самоцветами
Блещет земля.

Дети встают цепочкой и “едут” по залу, дети-деревья пробегают мимо. Звучит фонограмма “Поезд” [2]. “Доехав” до центральной стены, дети встают полукругом и поют:

Песня: “Лесная песенка” [3]

Ведущая: Ну вот и приехали. Посмотрите, какая большая полянка, но какая-то она странная: кругом пни, разбитое стекло, мусор ... Что здесь произошло? Вот кто-то идет сюда. По-моему, это лесной царь. Но почему он вздыхает и такой печальный? Давайте спросим у него.

Заходит царь Берендей (взрослый).

Ведущая: Здравствуйте, что с вами? Отчего вы такой грустный? И скажите, пожалуйста, что случилось с лесом?

Берендей: Я – Берендей, лесной царь. Хозяин всех птиц и зверей. Стряслась у нас большая беда.

О, мой лес, мой дивный лес!
Был высок он до небес,
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи.
Бабочки порхали,
Пчелки мед собирали.

Но все это в прошлом ... А теперь в лесу тишина, только стекло, да мусор кругом. Кикимора Кика, да леший Лёха решили весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать.

Ведущая: Не горюй, Берендей. Мы что-нибудь придумаем с ребятами. Найдем этих злодеев. Но сначала тебя развеселим.

Ведущая повязывает на пенек косынку и напевает: “Во поле березка стояла ...”.

Берендей: Вы что? Какая же это березка? Это же пень сухой!

Ведущая: Ну что вы, Царь! Ведь сейчас весна, а весной “даже пень, в апрельский день, березкой стройной стать мечтает”. У нас с ребятами есть игра такая. Давайте поиграем.

Игра: “Пеньки – березки” [4]

(Под музыку девочки ходят с косынками по залу, мальчики – пеньки сидят на корточках. С окончанием музыки девочки повязывают на голову мальчикам косынки. Мальчики – березки встают. Чья березка быстрей вырастет.).

Берендей:

Птицы молчат в чаще лесной,
Вокруг тишина и дремота,
А как мне, ребята, весенней порой
Послушать птичек охота.

Ведущая: Давайте поможем Берендею, заменим птиц.

Вы – выробьишки, почирикайте “Чик – чирик”.
Вы – вороны, покаркайте “Кар – кар”.
Вы – сороки, пострекочите “Стрек – стрек”.
Вы – кукушки, кукуйте “Ку – ку”.

Ведущая: А теперь все вместе.

Шумовая игра: “Птичьи голоса”

Звучит фонограмма: “Пение птиц” [5]

Берендей: Спасибо, ребята. Здорово получилось, как настоящий птичий хор. Лес мой сразу ожил. Даже журавушки прилетели.

(Забегают дети – журавли).

Журавль:

Я – белый ангел в небесах.
Я – лучик солнца в облаках,
Младой журавль всегда в пути,
Чтоб мир от гибели спасти.

Танец журавлей [6]

Берендей: Журавлики улетели. Да и мне пора пройтись по лесу, навести порядок.

(Берендей уходит)

Забегаю кикимора Кика и леший Лёха. Кикимора целится в птиц из рогатки, леший несет пакет с мусором.

Кика:

Я – кикимора лесная,
Я – не добрая, а злая.
Всех я пташек перебью
И цветочки потопчу.
Мимо леса пробегая
Все кусты я поломаю.
Пусть зверье меня боится
И не очень веселится.
Эй, Лёха! Где ты там?

Лёха:

Кика, я уже иду,
Склянки, банки я несу,
Под кустом их положу.
Босоногие ребятки
Пусть порежут себе пятки...

(Раскидывает мусор, банки)

Кика:

Ой, как чудненько кругом!
Всюду мусор и погром.
Лёха, прутики неси
И костер вот тут зажги.
Сварим супчик из грибов.
Ну! Готов ты?

Лёха: Да, готов!

(Зажигает бумагу) [фото 2]

Лёха:

Кажется, у нас пожар!!!
Кикочка, я побежал.

Кика:

Ах, как весело кругом,
Все сгорит, как кошкин дом!

“Танец огня” [7]

Ведущая: Ребята, давайте скорее тушить пожар. Помогите мне.

(накидывают на “огонь” покрывало, уводят детей)

1 ребенок:

Что случилось с нашим лесом?
Посмотрите все вокруг,
Был зеленым и уютным –
Стал он грязным, серым вдруг.

2 ребенок:

На лесной полянке
Нет цветов – одни лишь банки,
И, как будто, нам назло
Всюду битое стекло.

(дети начинают убирать мусор, выходят два ребенка: “газета” и “банка”) [фото 3]

Газета:

Посмотрите на меня ...
Я такая грязная.
Вся помята и порвата
И ногами затоптата,
В общем - я несчастная!

Ведущая:

Ты, газеточка, не плачь,
Мы тебя разгладим.
Не горюй и не тужи,
Мы тебя расправим.
От пылинок отряхнем,
Танцевать с тобой пойдем!

Общий танец с газетами “Ча – ча – ча” [8]

Банка:

Хорошо газете старой,
С нею танцевали.
А меня ножом проткнули,
Вилкой ковыряли,
Все бока мои погнули,
Крышечку помяли.
И лежу я здесь одна –
Ни кому я не нужна.

Ведущая:

Ты нам, баночка, нужна
И совсем ты не одна.
Ты такая шумовая
Мы тебе найдем подруг,
И из ржавой, старой банки
Ты полезной станешь вдруг.

“Полька – винегрет” [9]

(оркестр шумовых инструментов из бросового материала)

Ведущая:

Взгляните, как стало красиво вокруг
Уже зеленеют деревья и луг.
Цветы распустились и птицы запели,
Красавицы – бабочки в лес прилетели.

Песня: “Мотылек” [10]

Ведущая:

Будто в сказке побывали мы, ребята,
Как земля наша красива и богата.
Не надо зла, пусть победит добро,
Пусть будет всем уютно и тепло.

Песня: “Если все вокруг подружатся” [11]

Ведущая и дети украшают земной шар цветами, снимают тучи, крепят голубя мира над шаром. [фото 4]

Заходит царь Берендей с корзиной яблок.

Берендей:

Ой, мой лес, мой дивный лес!
Опять ты полон сказок и чудес!
Веселятся все зверята:
И лисята, и зайчата.
Поют птицы до зари,
Распевают соловьи.
Ожила вся Земля
Вы спасли ее, друзья!
И от Матушки – природы у меня для вас подарки.

Раздает детям яблоки.

Ведущая: Спасибо тебе, царь Берендей, за гостинцы. Пусть твой лес зеленеет и расцветает, а нам пора возвращаться домой. Поехали, ребята. До свидания!

Под фонограмму “Поезд”, дети уезжают из зала.

Литература.

  1. Аудиокассета “Шумы вокруг нас” студия “Весть – тда” г. Москва
  2. Аудиокассета “Музыкально-дидактические игры” З. Я. Ротт
  3. “Гусельки” 1999 № 8
  4. Любая медленная р.н. мелодия
  5. Аудиокассета “Волшебство природы” из серии “Классика для малышей” тема “Поющий лес”
  6. Аудиокассета “Волшебство природы” тема “Как прекрасен мир вокруг”
  7. Аудиокассета “Шедевры классической музыки” композитор Вагнер “Полет Валькирий”
  8. Аудиокассета “Семинар детского бального танца” латиноамериканская программа “Ча – ча – ча”
  9. Аудиокассета “Марши, вальсы, польки” А. Берляков “Полька – винегрет”
  10. Журнал “Дошкольное воспитание” 1996 год №4
  11. Журнал “Дошкольное вехование” Украина 2000 год №9