Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста в группе с задержкой психологического развития "Путешествие капельки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  1. Коррекционно-образовательная: расширение и уточнение естественнонаучных представлений о смене времени года, закрепление знаний детей о состоянии воды в разное время года: осень, зима, весна, лето, уточнение и расширение словаря по темам: “Осень”, “Зима”, “ Весна”, “Лето”, продолжать учить детей ритмично двигаться в связи с характером и темпом музыки, инсценировать песню, передавая музыкально-игровые образы, развивать координацию движений, учить показывать явления природы, ее настроение с помощью музыки и пластичных движений.
  2. Коррекционно-развивающая: развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы), повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления мелкой моторики, творческого воображения.
  3. Коррекционно-воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: пейзажные картины по времени года, капелька, емкость с водой свечи.

Предварительная работа: работа над общими речевыми навыками, беседа, рассматривание картин с характерными сезонными признаками, заучивание стихов, загадок, словарная работа.

Ход занятия

Организационный момент.

Дефектолог встречает детей в центре зала и приветствует их.

Дефектолог. Ребята, я сегодня вам приготовила сюрприз. Мы с вами отправляемся в путешествие, но путешествие у нас будет музыкальное. Послушайте что это такое? (Слушают запись дождя).

Дети. Это льет дождь.

Дефектолог. Правильно это дождь идет. А какой бывает дождь?

Дети. Осенний, мелкий, моросящий, грустный.

Дефектолог. А кто нам сможет рассказать стихотворение про дождик?

Дети. Пляшет дождик по дороге, чтоб мочили люди ноги. Оставляет он следы – мелководные пруды.

Дефектолог. А что это за пруды?

Дети. Это лужи .

Дефектолог. Правильно это лужи. Давайте погуляем под дождем.

Упражнение “Дождик” (сборник “Детские забавы”):

  1. Ладони отведены – ударяем пальцем и шаг на месте.
  2. Выставляют поочередно ноги на пятку.
  3. Притопы вправо, влево.

4.Бег на носочках по кругу и присесть. Дефектолог. Ну, молодцы! А вы можете мне ответить, из чего же состоит дождь? Дети. Из капелек. Дефектолог. Правильно из капелек. Вот одна из них захотела отправиться вместе с нами в путешествие. Тогда полетели! (подводит детей к картине “Зимний пейзаж”). Смотрите, ребята, какое время года здесь изображено? Дети. Зима. Дефектолог. А почему вы думаете, что это зима? А можем ли мы увидеть капельку зимой? Какой она становится? Об этом нам помогут узнать загадки: 1.Что за звездочки сквозные на платке и рукаве. Все сквозные, вырезные, а возьмешь вода в руке. (Снежинка). Дефектолог. А что происходит со снежинкой, когда она попадет на ладошку? Дети. Она тает. Дефектолог. Правильно, она тает, превращается в воду. 2.Прозрачен как стекло, но не вставишь в окно. (Лед).

3.Без рук, без ног, а мосты строит. (Мороз). Дефектолог. Значит капелька зимой во что превращается? Дети. Снег, лед, иней. Дефектолог. Знаете, ребята, от таких загадок наша капелька совсем замерзла, давайте полетим дальше. Смотрите, стало солнышко пригревать, наша капелька повеселела, обрадовалась и где же мы очутились, отгадайте: Я раскрываю почки в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня ... Дети. Весна! Мы прилетели к весне Дефектолог. Правильно , ребята. И мы вместе с капелькой отправимся на весеннюю полянку к старичку – лесовичку и его друзьям, где он нам расскажет свой удивительный сон (одевает шапочки: старичка лесовичка и бабочки).

Дети исполняют танец. “Весенняя полька” (сб. Зарицкая, РООТ, Пр. в д/с)

Дефектолог. Ребята, рассказала мне капелька сказку без слов, с помощью движений рук. Посмотрите на наши руки, они умеют многое, например, могут изобразить летающих бабочек, цветок, можем ловить капельки дождя в ладошки ... Вот послушайте сказку без слов и помогите мне ее рассказать.

  1. Выглянуло солнышко (руки вверх).
  2. Следом за ним появилась тучка (рисуют круг снизу вверх).
  3. Из тучки закапали капельки (поочередно каждой рукой).
  4. Капелек было так много, что образовались лужи (начертить круг вокруг себя).
  5. Полили капельки землю и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх – один цветок, другой).
  6. Прилетели к цветам бабочки (скрещенные кисти рук машут).
  7. Вдруг подул ветер, туча закрыла солнышко (рисуют круг).
  8. Полил дождь (поочередно каждой рукой).
  9. Наша капелька попала в ручеек и мы вместе с ней (берутся за руки змейкой).
  10. А ручеек побежал в речку, а из речки в озеро.

В каком времени года мы очутились вместе с капелькой? (изображение на картине лета).

Дети. Мы прилетели к лету.

Дефектолог. Да, ребята, капелька нас привела в лето. А мы про лето знаем веселую песню, давайте споем ее нашей капельке.

Дети исполняют песню “Лето” (муз. Горячева, сл. Степанова).

Дефектолог. Итак, ребята, вы поняли, что капелька бывает разной. Она словно играет с нами, хочет обмануть превращаясь, то в капельку росы, то в морозный узор на окне, или в прозрачную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. И вот наша капелька привела нас к волшебному озеру, куда она попала сама.

Дефектолог выносит “волшебное озеро” с зажженными свечками.

Дефектолог. Давайте послушаем с вами музыку волшебного озера.

Дети сидят на полу и смотрят на свечи, звучит мелодия.

Дефектолог. Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.