Разработка открытого урока в 6-м классе по теме "Вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


 «Как подготовить и провести урок развивающего типа? Как сделать процесс изучения математики интересным для детей и эффективным с точки зрения современных образовательных целей?» - эти и многие другие вопросы встают перед современным учителем. Как сформировать у подрастающего поколения готовность к саморазвитию? Включение ученика в активную познавательную деятельность является инструментом для формирования новых способностей. Применение технологии деятельностного метода, использование возможностей  информационно- коммуникативных технологий в сочетании с игровой формой позволяют увлечь ученика, создают условия для формирования способностей к самостоятельному приобретению знаний. Включение учащихся в деятельность влияет на глубину и прочность усвоения знаний.  Данный урок является одним из примеров развивающего обучения. Это урок «открытия» нового знания, разработанный с учётом идей гуманизации и гуманитаризации процесса образования, которые обеспечивают психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма проведения: урок – исследование.

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать понятие о правилах вычитания десятичных дробей, учить учащихся применять правило вычитания десятичных дробей   при решении примеров.
  • Развивающие: Формировать у учащихся умения применять ранее полученные знания к        умению использовать  их в изменённой ситуации, формировать  умения осознавать проблему, делать выводы и  обобщения; развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
  • Воспитательные: Воспитывать культуру речи, активность, умение общаться в коллективе, аккуратность.

Оборудование:   ПК, проектор, экран, диск с авторскими материалами презентационных    слайдов; карточки с текстом задачи – проблемы и алгоритмом ее решения, «Рабочая тетрадь» из УМК Дорофеева, разрезные карточки с правилом вычитания десятичных дробей.

Ход урока

Сегодня на уроке мы с вами будем выступать в роли учёных-первооткрывателей. Но, чтобы сделать новое открытие нужно вспомнить и повторить уже известное.

Перед вами лежит отчётный лист. После выполнения и проверки каждого задания, вы должны вносить в отчётный лист свои результаты. В отчётном листе напротив задания вы будете ставить «+» - если задание выполнено без ошибок

И «-» - если допущена ошибка.

В строке «Итог» вы поставите себе отметку за сегодняшний вклад в открытие, за свою работу. Я, также, в своём листе отчёта буду отмечать ваше участие в устной работе: ваши ответы – объяснения или ответы – открытия. За самые удачные объяснения вы получите в конце исследования отметку.

И, конечно же, вам предстоит ещё раз убедиться в правильности своего открытия, выполнив небольшую самостоятельную работу.

Тему нашего сегодняшнего исследования мы узнаем чуть – чуть попозже.

А сейчас, внимание, запишите в тетрадь  число, классная работа. Слайд 1.

И приготовьтесь выполнить следующие задания. Слайд 3 .

Задание 1.

Составьте 4 равенства из десятичных дробей:

Задание 2.  Слайд 4 .
Переведите обыкновенную дробь в десятичную:

У: Когда мы можем обыкновенную дробь представить в виде десятичной?

У: Как представить обыкновенную дробь в виде десятичной?

Слайд 5 . Проверка.

Слайд 6 . Задание 3.

Переведите десятичную дробь в обыкновенную:

Слайд 7 . Проверка.

У: Объясните как вы выполнили это задание?

Слайд 8 . Задание 4.

Выполните действие:

У: Как вычесть из 1 дробь 57/100.

Слайд 9 . Проверка.

Слайд 10 . Задача.

Слайд 11 . Вопросы.

У: Какое действие нам нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

У: Каких знаний нам не хватает?

У: Так, что же мы будем сегодня изучать на уроке?

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

У: Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Вычитание десятичных дробей». Слайд 12 .

Наша цель: вывести правило вычитания десятичных дробей и научиться применять его при решении примеров.

Как же вы предлагаете решить задачу, мы же не умеем ещё выполнять вычитание десятичных дробей?

У вас лежит «Карточка №1», с указанным алгоритмом решения задачи. Следуя пунктам алгоритма проведите решение – исследование.

К доске пойдёт тот, кто быстро и аккуратно решит задачу в тетради.

Слайд 13, 14. Решение.

У: Попробуйте сформулировать правило вычитания десятичных дробей.

У: Перед вами лежат разрезные карточки. Ваша задача составить из отдельных фраз правило и наклеить его на лист отчёта. Командиры групп должны будут отчитаться о проделанной работе.

После выполнения задания и отчёта ребята сверяют полученные результаты с правилом, появившемся на экране.

Слайд 15 . Демонстрация примера записи вычитания десятичных дробей на Слайдe 16 .

У: После кропотливой исследовательской работы необходимо немножко отдохнуть. Но учёные даже на отдыхе не могут думать о своих открытиях и испытаниях, поэтому мы с вами совместим отдых и труд. Если выражение верно, то вы выполняете рывки руками, если нет - то круговые движения головой. На доске открываются, заранее написанные выражения, ученики показывают свои решения, выполняя физические упражнения.

Молодцы.  Теперь вытяните руки вперёд на парту, закройте глаза и опустите голову на руки. Про себя сосчитайте до 10. Продолжаем работать.

Слайд 16 .

У: В соседней лаборатории, в которой ведётся аналогичное исследование, сотрудники и Незнайка запутались в своих исследованиях. Помогите им разобраться.

Р.т. стр. 19 № 45 (с места, комментирующий ответ); №46 (4уч. на доске, с последующей проверкой ребятами)

У: Спасибо за помощь.

У: Проверьте, что вы не ошиблись и сами умеете во всех ситуациях, применять «своё» сегодняшнее открытие. Перед вами лежит «Карточка №2» (Слайд 18 )  Вы должны выполнить задания. Будьте внимательны и аккуратны при записи чисел.

Задание вы будете выполнять на листочках. Подпишите фамилию, номер варианта.

Слайд 19 . Проверка.

Возьмите в руки карандаши. Проверьте свои  ответы. Поставьте «+» или «-» в отчётный лист. Какие  ошибки допустили?

Слайд 20 . Домашнее задание.

У: Пока я собираю листы-отчёты о проделанной работе и с/р,  запишите д/з

Слайд 21 . Итог урока: Какое правило вывели? Что научились делать на уроке?

Выставление отметок.

СлайдСпасибо за урок.

Карточка №1.

Задача: Длина большой стрелки Кремлёвских курантов 3,28 м,  а малой 2,97 м. На сколько большая стрелка длиннее малой?

Решите задачу по следующему алгоритму:

  • выразите десятичные дроби в виде обыкновенных;
  • выполните необходимое арифметическое действие;
  • запишите ответ в метрах в виде десятичной дроби.

Карточка №2.1

Самостоятельная работа.

I вариант.

1.Найдите разность: 4,25 – 2,5.
А) 6,75;   Б)1,75;  В)2,2;  Г) 2,75.

2.Решите уравнение: х + 3,4 = 7,67.
А)10,67;  Б)4,27;  В)4,63;   Г) другой ответ.

Дополнительное задание:

3. Наибольшая глубина Тихого океана 11,022 км, а Атлантического на 2,594 км меньше. Найдите наибольшую глубину  Атлантического океана.

4. Выполните действия: 4,46 – 2,7 + 1,34.
А)3;  Б)8,5;  В)3,1;  Г) другой ответ.

Карточка №2.2

Самостоятельная работа.

II вариант.

1.Найдите разность: 6,35 – 3,5.
А) 3,3;   Б)2,3;  В)2,85;  Г) 3,85.

2.Решите уравнение: 4,7 + х  = 9,84.
А)11,57;  Б)12,57;  В)12,6;   Г) другой ответ.

Дополнительное задание:

3. Наибольшая глубина Индийского океана 7,45 км, а Северного Ледовитого на 2,594 км меньше. Какова наибольшая глубина Северного Ледовитого океана?

4. Выполните действия: 3,57 + 2,23 – 4,8.
А)10,6;  Б)1;  В)5,8;  Г) другой ответ.