Урок "Порядок заправки верхней и нижней нитей в швейной машине"

Разделы: Технология


Цели:

Образовательная:

  • познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
  • ознакомить с правилами ТБ при работе с швейной машине;
  • научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.

Развивающая:

  • развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах(парах сменного состава), умение анализировать, ставить себе и другим оценки.
  • продолжать развитие моторики пальцев рук

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность;
  • возбудить интерес к работе на швейной машине;
  • убедить в значимости приобретенных знаний.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный (беседа); наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов); практический (упражнения по выполнению приемов заправки нитей в швейной машине).

Форма работы: фронтальная, работа в парах сменного состава.

Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок,, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани.

Дидактические средства: Экран, проектор, компьютер с презентацией.

Ход урока

1. Организационный момент:

5 минут.

А. Проверка списочного состава, готовности к уроку.

Б. Сообщение темы урока и запись темы в тетради учащихся.

2. Актуализация знаний:

10-15 минут метод обучения - игровая ситуация.

Чтобы проверить уровень усвоения знаний темы урока: “Устройство швейной машины”, необходимых для усвоения темы настоящего урока, обучающимся (по очереди) предлагается поработать в роли учителя и провести блиц-опрос по слайду “Вид швейной машины”. “ Учитель” показывает деталь, ученицы быстро называют и получают жетон (1 балл) за каждый правильный ответ. 5 жетонов - 5 баллов.

3. Изучение правил ТБ при работе с ШМ.

10 минут.

Учитель объясняет о важности и необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе на швейной машине. Учитель проговаривает каждое правило и задает проблемные вопросы, начинающиеся, например: “Как вы думаете, почему свет должен падать спереди или слева? “если девочки затрудняются ответить, то комментирует сама. Обучающиеся и участвуют в беседе. Для закрепления данного вопроса предлагается вслух проговорить хором правила (слайд в помощь).

Правила ТБ при работе на швейной машине:

  • Сидеть на стуле перед швейной машине прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.
  • При работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды.
  • Убрать с машины посторонние предметы.
  • Следить за правильным положением рук.
  • Держать иглы и булавки только в игольнице.
  • Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед.
  • Обрезать нитки только ножницами.
  • Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.

4. Мотивация познавательной деятельности.

5 минут.

Ш.м. – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.

Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Ш.м. стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.

Современные швейной машины могут автоматически присборивать ткань, обрабатывать петли, выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек, прошивать кожу и различные виды тканей от батиста до драпа, вышивать. В них возможна установка двойной иглы для шитья сразу двумя (даже разноцветными) нитками.

Вопросы:

  • Есть ли у вас дома швейная машина?
  • Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом).
  • Для чего человек изобрел швейную машину?
  • Легко – ли на ней работать?
  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала?

Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сейчас мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.

5. Изучение нового материала:

15 минут.

Учитель используя рисунки слайдов рассказывает порядок заправки верхней и затем нижней нитей в швейной машине. Обучающиеся слушают объяснения учителя, смотрят слайды (аудиальное и визуальное изучение нового материала). После просмотра слайдов учитель предлагает повторить вслух алгоритм действий по заправке нитей, показывая видеоролик без звука. Обучащиеся (по желанию) вслух проговаривают эти действия.

Заправка верхней нити

Верхняя нить – это нить, которая проходит от катушки к игольному ушку. Перед заправкой верхней нити нужно поднять прижимную лапку, затем вращением махового колеса установить иглу и рычаг нитепритягивателя в крайнее верхнее положение.

Заправка верхней нити производится следующим образом:

Катушку ниток ставят на катушечный стержень.

Нить от катушки проводят через верхний нитенаправитель к регулятору натяжения верхней нити. Пропускать нитенаправитель нельзя, потому что нить должна войти в регулятор натяжения под определенным углом.

Затем прокладывают нить между шайбами регулятора натяжения, огибая регулятор снизу. Заводя нить вверх за нитенаправительный крючок неподвижной шайбы регулятора натяжения, а затем в ушко компенсационной пружины и в глазок нитепритягивателя.

Проводят нить через два нижних нитенаправителя и заправляют в ушко иглы со стороны длинного желобка.

После заправки верхней нити следует вытянуть наверх нижнюю нить из ШК (конечно, если он уже установлен). Для этого, придерживая левой рукой конец нити из ушка иглы, но не натягивая нить, поворачивают на себя маховое колесо, чтобы игла с нитью сначала опустилась в отверстие игольной пластины, захватила там нить, выходящую из ШК, а затем опять поднялась в свое верхнее положение. После этого нужно потянуть за конец верхнюю нить и через отверстие в игольной пластине вытянуть нижнюю наверх. Концы обеих нитей вытягивают на 7-8 см и укладывают под прижимную лапку. На этом подготовка машины к шитью заканчивается.

ШК предназначен для того, чтобы разместить шпульку с ниткой внутри челночного механизма и обеспечить свободный выход из него нижней нитки. ШК представляет собой металлическую чашечку, на боковой поверхности которой имеется косая прорезь для нитки, а внутри шпиндель, на который надевается шпулька.

Заправка ШК. Прежде чем приступить к заправке ШК, необходимо проверить, чтобы нитки на шпульке были намотаны ровно и плотно.

Порядок заправки нижней нити:

  • Возьмите ШК в левую руку и вставьте в него шпульку с нитью: Шпульку нужно держать таким образом, чтобы нить свешивалась в направлении, противоположном направлению косой прорези и чтобы конец нити располагался ближе к внутренней щечке шпульки. Это облегчает заправку нити.
  • Протяните нить правой руки через косую прорезь под прижимную пружину, а затем в небольшую прорезь на конце пружины. Проследите за тем, чтобы при протягивании нити не сдвинулась прижимная пружина.
  • Потяните за конец нити и убедитесь в том, что нить выходит из ШК с небольшим усилием, шпулька вращается свободно, не заедает.

Установка и выемка ШК

Прежде чем установить ШК в механизм челнока, нужно выполнить несколько подготовительных операций.

  • Проворачивая рукой маховое колесо, установите иглу в самое верхнее положение, чтобы она не мешала устанавливать ШК.
  • Отодвиньте задвижную пластинку так, чтобы обеспечить свободный доступ к челночному механизму.
  • Уберите ногу с педали реостата электропривода, выключите машину из сети.

Установка ШК в машину производится следующим образом. Берут заправленный ШК за крылышко защелки и отгибают ее до упора. В этом положении крылышко защелки необходимо держать постоянно указательным и большим пальцами левой руки для того, чтобы шпулька не выпала из ШК. Затем надевают ШК на в шпиндель челнока. При этом установочный палец должен войти в соответствующий вырез накладной пластинки механизма челнока. Потом постепенно отпускают крылышко защелки, одновременно прижимая внутрь ШК, пока он не защелкнется.

При выемке ШК сначала отклоняют крылышко защелки до упора, а затем, постоянно удерживая ее большим и указательным пальцами левой руки, вынимают ШК вместе с находящейся в нем шпулькой. Если шпулька выскочила, то не следует пытаться вытащить ее. Гораздо проще снова вставить на место ШК и вновь аккуратно извлечь его вместе со шпулькой.

6. Практическая работа “Заправка верхней и нижней нити:

30 – 35 минут.

Обучающимся предлагается выполнить заправку верхней и нижней нитей работая в парах сменного состава: Ученица в паре заправляет нити и наблюдает за ее работой соседка, затем соседка заправляет. Такая же работа и на другой парте. Затем одна из пары меняется с партнершей другой парты и т.д. .Выдаются критерии оценивания за работу: с первого раза без ошибок 5, со второй попытки –4, с третьей попытки-3.

После заправки учащиеся записывают в тетрадь алгоритм заправки верхней нити (нитенаправитель, шайбы регулятора натяжения в. н., компенсационная пружина, ушко рычага нитепритягивателя, нитенаправитель № 2, 3, ушко иглы со стороны длинного желобка) и ключевые слова заправки нижней нити (Пальцем вверх, до щелчка)

  • Учитель делает целевые обходы, наблюдает, записывает время заправки первых, отстающих.
  • Уборка рабочих мест учащимися.

7. Подведение итогов урока:

10 минут.

Учащиеся подводят урок, выставляют себе оценку за практическую работу, за блиц-опрос и дополнительную работу(5 жетонов – 5 баллов, 4 - 4, 3 жетона можно получить дополнительный вопрос и на него ответить).

Далее идет разбор наиболее типичных ошибок и записывается домашнее задание: Заправить верхнюю и нижнюю нити в швейной машине дома, мама поставит оценку в тетрадь за росписью, тем девочкам у которых нет дома швейной машины можно заправить в классе в течение недели после уроков.

Приложение